Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 февраля 2006 г.

Салли Дженкинс | The Washington Post

В фигурном катании фигурируют русские

Турин, Италия. Проходят эпохи, уходят правительства, но русские все продолжают выигрывать медали в фигурном катании. А Евгений Плющенко - русский до мозга костей. Русские катаются как хозяева льда, а остальные словно все время боятся упасть. Чем отличается олимпийский чемпион от всех прочих? Очень просто: он русский, а они нет.

Бравурные звуки гимна России со звоном литавр разнеслись над стадионом Палавела - так же, как это всегда бывает на зимних Олимпиадах. Фигуристы из бывшего Советского Союза выиграли уже пять золотых олимпийских медалей подряд, и в ближайшее время в этом виде спорта никто не сможет бросить им вызов, судя по яркому и высокотехничному выступлению Плющенко под мощную версию музыкальной темы из "Крестного отца". Для других стран фигурное катание - это вид спорта, но для России - это часть культурного самосознания.

"Тут все вместе, - сказал Плющенко после победы в ответ на вопрос, почему его страна выигрывает каждую Олимпиаду, - У меня потрясающий тренер. Еще у меня есть что-то такое внутри".

Именно то, что он "абсолютно русский", делает победу Плющенко особенно значимой для его соотечественников, он завоевал нечто большее, чем очередной кусок металла. "Я занимаюсь тем, что выигрываю для России золотые медали", - сказал он. С самого распада СССР соперничающие страны так и поджидали момент, когда российское превосходство в фигурном катании пойдет на спад. Не дождались. Почему? Когда кто-то найдет ответ на этот вопрос, он раскроет секрет, как победить русских.

Развитие российского фигурного катания началось в 1908 году: на Олимпиаде в Лондоне золотую медаль выиграл Николай Панин-Коломенский. Фигурное катание в России пережило революцию 1917 года, когда большевистские власти заклеймили его как буржуазный вид спорта. А его окончательный и непревзойденный расцвет наступил после 1964 года, когда Людмила Белоусова и Олег Протопопов выиграли олимпийское золото в парном катании в Инсбруке.

С учетом этой медали фигуристы бывшего Советского Союза получили подряд 12 олимпийских золотых медалей в парном катании. В общей сложности за последние 40 лет они выиграли 75 золотых медалей в различных чемпионатах мира.

Золото Плющенко доказывает, что российское фигурное катание снова выжило. Оно пережило очередную смену правительства и катастрофическую утрату государственного финансирования. Что самое главное: на примере Плющенко видно, что оно пережило массовый исход российских талантов в другие страны, где жизнь более комфортна. Плющенко никуда не уехал. Он, собственно говоря, вырос в те годы, которые были особенно сложными для российского фигурного катания.

Его первым катком был замерзший пруд в его родном Волгограде. Потом мама отвела его на местный крытый каток и спросила, хочет ли он научиться кататься лучше. Стоя у бортика и глядя, как катаются другие дети, он сказал: "Мне это очень нравится".

В 11 лет родители отправили его в Санкт-Петербург к знаменитому тренеру Алексею Мишину. Его родители, которые работали на сибирской железной дороге, не могли себе позволить переехать вместе с ним. В то время он так бедствовал, что ему приходилось брать у Мишина деньги на еду.

По мере того как государственное финансирование истощалось, катки ветшали, а фигуристам приходилось самостоятельно бороться за выживание. И все равно Плющенко и его тренер остались в Санкт-Петербурге. "Вы знаете, Россия перенесла много трудностей и проблем, - сказал однажды Плющенко в телевизионном интервью. - Я хочу сказать, что все эти трудности пошли на пользу, потому что они закаляют характер".

Было время, когда каток, где он тренировался, пребывал в таком плохом состоянии, что ему приходилось надевать несколько свитеров один поверх другого, шапку и перчатки. Лед был стертый, и его никто не восстанавливал. "Был ужасный холод, в таких условиях кататься нереально. Лед был просто жуткий. Его не обновляли длительное время".

Оставшись с Мишиным в Санкт-Петербурге, Плющенко впитал чисто русскую традицию фигурного катания, которая основывается на лучшем в мире балете. Плющенко занимался с хореографом Мариинского театра, который обнаружил в нем такие способности, что предложил ему заняться классическим балетом.

Плющенко предпочел остаться с Мишиным, но все, что он делает, несет на себе отчетливый след балетной традиции - как и у всех великих русских фигуристов.

Но самое главное, то, что лежит в основе российского превосходства, - это фундаментальное убеждение, что творческая часть фигурного катания, художественная выразительность, не противоречит спортивным задачам, а напротив, способствуют техническому совершенствованию. Если остальные фигуристы механически вращаются на льду, то русский спортсмен вычерчивает идеально ровные круги, точно, как алмаз для резки стекла.

"Высокий уровень эмоциональности - спутник техники", - сказал

как-то Мишин.

Благодаря патриотам фигурного катания, таким как Мишин и Плющенко, российский спорт не так беден, как в прошлом. За последние четыре года российское правительство в десять раз повысило финансирование спорта. Фигуристы теперь получают гранты от правительства и сколько угодно могут бесплатно пользоваться катками.

В Санкт-Петербурге фигурное катание так популярно, что катки переполнены мечтающими о победах детьми, которые тренируются даже в раздевалках, коридорах и фойе.

На смену одним чемпионам приходят другие. Плющенко занял место в этом ряду навсегда.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru