Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 мая 2007 г.

Пилар Бонет | El Pais

Россия-ЕС, саммит пиротехников

Экспорт польского мяса и энергоресурсы превратили отношения Москвы и Брюсселя в заминированную дорогу

"Нас окружают мины, и мы должны не дать им взорваться". Это сказал не пиротехник на поле боя, а глава делегации Еврокомиссии, направленной в Москву, Марк Франко, говоря о саммите России и ЕС, который пройдет сегодня и завтра в Самаре, на берегу Волги. "Задача саммита - нейтрализовать мины, чтобы продолжить путь. Мы должны рассмотреть все проблемы: мясо, разрешение на проведение переговоров по соглашению о партнерстве и сотрудничестве, ВТО, энергоресурсы и другие темы, которые могут перерасти в политические проблемы или повредить нашим отношениям", - отметил чиновник.

Франко хочет быть оптимистом. Это значит признать, что некоторые проблемы в отношениях России и ЕС стали более гибкими. У самарского саммита, в отличие от других, не будет конкретных достижений, которые можно назвать шагом вперед. Стороны "даже не понимают, что одна хочет от другой", считает Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". Это не тот случай, когда посторонние люди не могут договориться, речь идет о непонимании между соседями, связанными прочной нитью политических, экономических и культурных отношений. На санитарно-технические детали мясной проблемы накладывается психологический и эмоциональный фон, сложно поддающийся коррекции.

У некоторых новых членов ЕС опыт отношений с Россией более драматичен, чем у стран "старой" Европы. Не довольствуясь собственной безопасностью, некоторые новые члены желают свести счеты с Москвой и, чувствуя себя защищенными, берут на себя опасную функцию - касаться Второй мировой войны, добавляет Лукьянов. Россия, в свою очередь, цепляется за мифические воспоминания о той войне, "единственном, с точки зрения Кремля, событии XX века", заключающем в себе положительный опыт и способном сплотить все общество, отмечает аналитик.

Восхваление борьбы с нацистами не мешает российским властям в собственной стране с пренебрежением относиться как к останкам жертв войны, так и к выжившим в ней. Даже сейчас российское руководство раздражает, как европейцы подвергают сомнению символы этой войны. Оно вступает в провокационные игры, примером которых стало снисходительное отношение к осаде эстонского посольства в Москве после переноса памятника советскому солдату в Таллине.

Столкновение разных исторических интерпретаций трансформируется в нетерпимость в практических вопросах. Источники в ЕС утверждают, что в течение трех недель апреля был шанс разрешить конфликт Польши и России и открыть путь к переговорам по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Тем не менее, ни поляки, ни русские не захотели, чтобы о них думали, что они первыми протянули руку. В результате мясная проблема остается нерешенной и может усугубиться. Западные СМИ считают, что российское министерство сельского хозяйства пользуется этой темой, чтобы заставить пересмотреть условия вступления России в ВТО. Придя в 2000 году к власти, Путин показал себя убежденным европейцем. Сегодня он, похоже, разочарован, и, скорее всего, не сможет поставить свою подпись под соглашением с ЕС, которое стало бы хорошим завершением его мандата.

Проблемы накапливаются. "Русские применяют энергетическое оружие, а европейцы - моральное. Русским надоело, что европейцы читают им проповеди о правах человека и демократии, а европейцам надоел правовой нигилизм русских", - говорит Лукьянов. Отчасти выражаемое Москвой раздражение может быть предвыборной риторикой, но преемник Путина может оказаться более несговорчивым и националистически настроенным, чем нынешний президент. Именно поэтому, считает Лукьянов, Латвия отказалась от притязаний при заключении пограничного договора с Россией и поспешила его ратифицировать.

Отчасти непонимание объясняется склонностью ветеранов разведслужб "видеть мир черно-белым", что характерно и для Путина, отмечает аналитик. Шпионы "не должны занимать посты с максимальной политической ответственностью, потому что у них упрощенное видение мира".

В монолитных, на первый взгляд, позициях, есть внутренние трещины. В частных кругах "старые" европейские страны называют "новых" европейцев "троянским конем" США в таких вопросах, как противоракетная оборона. Кроме того, они считают, что ЕС вел себя слишком терпимо с Эстонией и Латвией, например, это касается "мелочной политики" этих стран по отношению к русскоязычным меньшинствам. В свою очередь, российские политики отмежевываются от агрессивной риторики собственного руководства и трезво смотрят на ужасную историю своей страны. Но больше беспокоит не это раздвоение и тех и других, а то, что россияне, до сих пор бывшие убежденными европеистами, переживают конфликт лояльности, немыслимый еще несколько месяцев назад.

Пока рассеивается неизвестность и обезвреживаются мины, Россия и ЕС должны найти общую задачу, чтобы пустота не заполнилась отрицательными составляющими. "Надо искать миссию для выполнения, общие горизонты, пока оседает пыль истории и вырастают новые поколения", - считает дипломат Евросоюза. По мнению Лукьянова, вызов, с которым мы сталкиваемся сегодня, сравним с вызовом, с которым столкнулись отцы единой Европы после войны.

Источник: El Pais


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru