Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 октября 2006 г.

Клаудио Франко | La Repubblica

"Аль-Каида" в горах готовит удар по Кабулу

Через пять лет после крушения Исламского эмирата возрождение движения "Талибан" является реальностью, с которой вынуждены считаться НАТО и Соединенные Штаты. В восточных провинциях на пакистано-афганской границе, которые всегда были опорным пунктом арабов бен Ладена, восемь тысяч американских солдат участвуют в охоте за членами "Аль-Каиды", и именно здесь повстанцы открыли второй фронт против сил коалиции.

В провинции Кунар, к северо-востоку от Кабула, доминирующими высотами является горная гряда Каронгал, которая протянулась до самой границы с Пакистаном. Неизменная на всем протяжении высота горных склонов позволяет обеспечивать бесперебойную доставку продовольствия и вооружения боевикам, действующим в этом районе.

Хозяева Кунара - военизированные формирования "Хизб-и-Ислами" бывшего премьера моджахедов Гульбиддина Хекматияра, заклятого врага талибов в 1990-е годы, а в настоящее время - их основного союзника, сумевшего распространить конфликт на восток страны и действовать на большей части национальной территории. Хекматияр долгие годы был человеком ЦРУ в Афганистане и сегодня играет ведущую роль наряду с арабо-афганскими вооруженными формированиями, действующими вдоль границы. Восточные провинции стали территорией "Хизб-и-Ислами", и боевики"Аль-Каиды" в Афганистане являются гостями Хекматияра в Кунаре, в Нуристане, Пактии и даже за пределами афганской границы, в Пакистане, где "Хизб-и-Ислами" является привилегированным партнером пакистанских спецслужб, на протяжении многих лет снабжающих оружием и всем необходимым антиправительственные афганские вооруженные формирования.

Значительная часть провинций Кунар и Нуристан является территорией, подконтрольной племенам, и правительство за пределами столицы провинции Асадабад контролирует только административные центры. В действительности речь идет лишь о "контроле" на уровне национальной полиции и армии (АНА). О каком типе присутствия идет речь, зависит от обстоятельств и очень часто от степени родства комиссара местной полиции с руководством и силами талибов.

С другой стороны, правительство Карзая не может себе позволить действовать без согласия местных старейшин, и на самом деле ничего не может предпринять также и потому, что общественное мнение в большинстве своем поддерживает Хекматияра.

В зоне, где слово "воевать" означает работать, повстанцы и население представляют две стороны одной медали. Талибы платят больше, чем правительство, до 140 долларов в месяц против 100 долларов в АНА (до последнего времени жалованье в армии составляло 75 долларов). У большей части населения среди повстанцев имеются друзей и родственников, и талибы для местных такие же клиенты, как и другие, говорят торговцы в Чауки. Местное население взяло талибов под защиту. Именно мирные жители ведут наблюдение за ситуацией в долине реки Печ и в горах Каронгала. Речь идет о торговцах, крестьянах и даже о правительственных чиновниках, не вызывающих подозрения: они постоянно информируют талибов о том, что происходит в долине, по самым простым переговорным устройствам.

А что же правительственные силы? Новая армия и местная полиция делают все возможное, но чаще всего правительственные силы состоят из местных жителей, тех, кто имеет друзей и родственников среди талибов. С точки зрения военной эффективности, такие условия подрывают любую возможность достижения реального и долговременного успеха, особенно если принимать во внимание, что Соединенные Штаты очень часто вынуждены использовать местные силы для прокладывания пути на враждебной территории.

В горах Каронгала арабы "Аль-Каиды" действуют полностью автономно от командования талибов и "Хизб-и-Ислами". Лишь руководители талибов имеют доступ в лагеря каидистов, а люди бен Ладена поддерживают сеть местных сторонников, полностью независимых от союзников-талибов. У иностранцев в горах есть собственные учебные лагеря, но время от времени они спускаются в долину для переговоров с местными старейшинами и разъяснения политической платформы "Аль-Каиды" - очень часто под шелест долларов.

В Чауки рассказывают о двух арабах, которые в настоящее время занимаются пропагандой в долине Печ. Они, по-видимому, приехали из Багдада, обращаются к местным ханам за поддержкой и предлагают свою помощь. Они, как и многие каидисты, распространяют среди местного населения переносные переговорные устройства. По словам Абдуллы Хана, одного из тех, кто наблюдает за обстановкой в Каронгале и передает информацию талибам, средств для преодоления препятствий вполне достаточно.

Приближается сезон холодов, но в этом году талибы вовсе не намерены соблюдать традиционный период зимнего перемирия. Источники, близкие к руководству "Хизб-и-Ислами", сообщили корреспонденту Repubblica, что люди Хекматияра занимают позиции в радиусе 20 км от Кабула с явным намерением нанести жестокий удар по столице в зимний период. Приказы - по данным источников, близких к афганским разведслужбам, - поступают непосредственно из Пакистана: прежде всего, о самоубийственных терактах, направленных против сил НАТО- ISAF (Международные силы по стабилизации в Афганистане). Талибы могут сконцентрировать свои усилия на иностранных контингентах, включая итальянский. Цель повстанцев на данный момент - вынудить общественное мнение стран - участников международных сил покинуть страну. Поэтому абсолютным приоритетом новых талибов является максимизация потерь иностранных войск.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru