Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 октября 2006 г.

Джампаоло Визетти | La Repubblica

Рой Медведев: "Кремль всегда будет оставаться символом диктатуры"

"Кремль всегда был сердцем авторитарной власти. Россия никогда не была демократической и не будет таковой в ближайшем будущем. Вместе с тем, ошибается тот, кто опасается возвращения тоталитаризма. Мы живем при умеренном и просвещенном авторитаризме за западным фасадом. Это больше чем политический выбор, это историческое наследие: новой чертой является всеобщее желание соответствовать стандартам капитализма". Рой Медведев во времена Брежнева был диссидентом. Историк, биограф Сталина и Хрущева, сегодня он принадлежит к числу немногочисленных известных представителей интеллигенции, поддерживающих Владимира Путина. И в 81-летнем возрасте он так поступает не из-за оппортунизма.

Он изучил вековую эволюцию власти: от московских князей до царей, от генеральных секретарей КПСС до теоретиков перестройки. "В необычной исторической ситуации", которую он сравнивает с закатом Дэн Сяопина в Китае или с уходом с политической сцены де Голля во Франции, по его мнению, в Кремле сегодня восседает "первый русский, ставший лидером по воле народа".

- Что такое Кремль?

- Это сердце и символ власти. После смерти Ленина, при Сталине, он обрел религиозные черты. Со времен Хрущева до правления Горбачева Кремль для Запада был символом холодной войны. На протяжении почти 40 лет секретари КПСС сделали местом принятия важных решений штаб-квартиру коммунистической партии на Старой площади. А при Горбачеве и Ельцине, которым нравилось, когда их называли царями, решения вновь стали приниматься на Красной площади. Но Кремль и в современную эпоху продолжает оставаться символом сталинизма.

- Почему большевики решили перенести центр российской власти из Зимнего дворца в Петрограде в Кремль в Москве?

- Это было вынужденное решение. В 1917 году был конфликт с Финляндией, через год началось первое наступление Германии, в ходе которого пала Рига. Москва, находившаяся в тылу, была более защищена и расположена в центре. В период между 1920 и 1921 годами, в самый разгар Гражданской войны, Ленин осознал, что предполагаемое возвращение на берега Невы было невозможным с финансовой точки зрения. Между тем коммунизм укоренился в Москве. Со строительством Мавзолея Ленина на Красной площади Кремль превратился в храм марксистской идеологии - в шкатулку сталинской власти.

- Почему Горбачев, решивший порвать с реальным социализмом, решил вернуть Кремлю утраченную главную роль?

- В конце 1988 года он вступил в конфликт с партией. Он решил радикальным образом изменить структуру руководства. Коммунизм в те времена был выражением теневого правления, которое осуществлял идеологический аппарат политбюро КПСС. Избранный президентом СССР, Горбачев решил совершить символический уход со Старой площади. Возвращение в Кремль стало похоронами партии и знаком народу о начале новой фазы.

- Но правда ли, что все главные решения принимаются в Кремле?

- Да. При Ельцине Белый дом, резиденция правительства, сохранил свою роль. Белый дом стал местом, где Ельцин в августе 1991 года защитил так называемую демократию от генералов-путчистов. Сегодня Путин работает в Кремле. Это президент, избранный в ходе прямого голосования, он руководит единолично, как монарх. Он обладает личной и абсолютной властью, как в Белоруссии и Казахстане: никто не может его свергнуть.

- Как изменилась суть аппарата власти?

- Во времена СССР генеральному секретарю ЦК КПСС помогали члены политбюро, от 9 до 15 человек. На военных парадах каждый занимал определенное ему место. Таким же образом располагали и их портреты, в школах и учреждениях. Политбюро, как это случилось с Хрущевым, могло свергнуть секретаря. Теперь несколько тысяч человек могут ждать очень долго, когда к ним обратятся за тем, чтобы они высказали свое мнение. Решает один человек, очень часто - ни с кем не консультируясь.

- Кремль вызывает у русских скорее страх или уважение?

- Все зависит от личности лидера. Горбачев и Ельцин вызывали раздражение. Путина боятся чиновники и олигархи - но 80% населения ему доверяют.

- Вы не боитесь возвращения сталинской модели Кремля?

- К этому нет предпосылок. В России пока нет истинной партии власти, нет идеологии, пока еще не сделан выбор между капитализмом и социал-демократией. Еще не сформировано национальное сознание, мы не знаем, в каком государстве живем, не ясны механизмы передачи президентской власти. Мы - стройплощадка с идущими работами, а Кремль - выздоравливающий, только что поднявшийся с кровати.

- И Кремль может стать двигателем демократии?

- Демократические движения в России все еще остаются слабыми. Население продолжает отдавать предпочтение жесткой власти. Я сам не могу понять, что означает сегодня демократия: думаю, что требуются разъяснения, указания на международные ссылки.

- Кто он, нынешний царь Кремля?

- Это политик с единственным слабым местом: он не в полной степени осознает свое положение. Он и не мечтал подняться к власти. Когда он пришел из КГБ, он был никем. Все думали, что это шутка. За шесть лет с ним произошли впечатляющие трансформации. Он продемонстрировал качества лидера. Через два года он уйдет: конституционное условие о двух мандатах - неразрешимая проблема, и Путин считает не полностью легитимной собственную власть. Россия поворачивается в направлении очередного опасного эксперимента: при человеке с его популярностью, достаточно молодом, не может быть другого президента, признанного большинством.

- Почему у России на Западе такой негативный имидж?

- Имидж - продукт информации, а она соответствует главным национальным интересам. Стабильный Кремль в России, вновь ставшей супердержавой, являющейся мировым производителем энергетических ресурсов, ворвался на мировую арену вместе с Китаем и Индией, в то время как Запад переживает кризис. Кремль вновь хочет занять подобающее ему место, и в этом вся проблема.

- Разве не существует проблемы соблюдения фундаментальных свобод человека?

- Если вы говорите о недавних убийствах, то думаю, что в Кремле началась жестокая борьба за наследование власти, а также ввиду предстоящих в будущем году парламентских выборов. Тот, кто заинтересован в дестабилизации России, изберет новые жертвы.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru