Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 октября 2017 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Юный канцлер Австрии должен отвергнуть экстремизм

Новым руководителем Австрии после победы на парламентских выборах консервативной АНП станет 31-летний Себастьян Курц. АНП удалось завернуть правопопулистские идеи АПС, особенно по теме иммиграции, в более привлекательную обертку, но "новый стиль" Курца не может делать нормой враждебность, исламофобию, расизм, пишут комментаторы.

В воскресенье на парламентских выборах в Австрии победил 31-летний глава консерваторов, пишет Le Monde.

Государственный секретарь в 24 года, министр иностранных дел в 27 и в ближайшем будущем - канцлер, всего в 31 год: таков молниеносный путь Себастьяна Курца. Теперь глава консервативной Австрийской народной партии (АНП) - который не исключает альянса с крайне правыми - готовится стать самым молодым руководителем в мире среди глав государств и правительств, говорится в статье.

Он вытеснит с первого места 32-летнего капитана-регента Сан-Марино Энрико Караттони и 34-летнего северокорейского диктатора Ким Чен Ына, а также многих руководителей, избранных демократическим путем, таких как 38-летний ирландский премьер-министр Лео Варадкар, его эстонский коллега Юри Ратас и французский президент Эммануэль Макрон - обоим по 39 лет.

Получив основную власть в стране, Курц не станет официальным главой государства, поясняет автор: эта почетная обязанность возложена на президента Александра Ван дер Беллена. Таким образом, Эммануэль Макрон удерживает свое место самого молодого главы государства в мире, избранного демократическим путем.

"Нет сомнений, что Себастьян Курц присвоил существенные позиции крайне правых Хайнц-Кристиана Штрахе (лидер Австрийской партии свободы (АПС). - Прим. ред.), особенно по теме иммиграции, и это помогло ему победить, - сказал австрийский политолог и юрист Антон Пелинка в интервью Corriere della Sera. - Но говорить, как Штрахе, что 60% австрийских избирателей проголосовали за программу АПС, - это упрощение".

"Присваивая антииммигрантскую повестку Штрахе, Курц пробудил ожидания и рискует оказаться в сложной ситуации. Ему будет непросто вернуться в центр, особенно если он сформирует правительство вместе с АПС. Штрахе будет постоянно его преследовать. Конечно, можно воспринимать его успех как преграду против распространения крайне правых идей, но Курц рискует запутаться в своих противоречиях", - указал политолог.

"Вы считает чем-то само собой разумеющимся коалицию АНП и АПС?" - осведомился корреспондент.

"Курц будет вести переговоры со всеми. Но его мантрой во время предвыборной кампании были перемены. Вернуться к большой коалиции с социал-демократами означало бы отвергнуть эту мантру. Я думаю, что в итоге мы будем иметь союз Курц - Штрахе", - ответил эксперт.

"Каково видение Курца?"

"Власть. Он все планировал годами. Он провел идеальную кампанию, элегантно лавируя между противоречивыми позициями. И теперь он станет канцлером. Но я не думаю, что он сможет продлить свой успех", - сказал Пелинка.

Общество стало принимать правый популизм с его неясными лозунгами, констатирует обозреватель Der Spiegel Хазнаин Казим, приводя в пример результаты парламентских выборов в Австрии.

"Австрия - практически рай на земле. В стране - высочайший уровень жизни по сравнению с остальным миром, - говорится в статье. - Да, Австрия приняла у себя много беженцев, но в общем и целом справилась с трудностями и может уверенно смотреть в завтрашний день". Однако австрийцы решили поддаться раздражению и "сделали выбор в пользу протеста". Казим считает, что они хотят "не столько решить проблемы, сколько выпустить гнев".

"Направление задала Австрийская партия свободы (АПС), за ней без стыда последовала Австрийская народная партия (АНП), которой удалось завернуть правопопулистские идеи в более привлекательную обертку. АНП в итоге вышла триумфатором", - говорится в статье.

"Выборы в Австрии удалось выиграть за счет ксенофобии, исламофобии, евроскепсиса и антиммиграционных заявлений, причем, чем жестче были заявления, тем больше они приходились по душе публике, - пишет автор. - По всей видимости, в таком ключе размышляет большинство, а поскольку демократия - это власть большинства, то политики думают, что все в порядке". Казим напоминает о закрытии "балканского маршрута" со всеми ужасными последствиями для беженцев - и именно этим "достижением" бравировал в ходе кампании будущий канцлер Курц.

Вполне вероятно, что политику в Австрии теперь будут определять правые популисты и политики, имеющие связи с неонацистами, и общественного протеста не будет. "Опасность заключается в том, что мы начинаем думать, что такой образ мысли - это нормально, - пишет журналист. - Мы начинаем допускать, что приемлемо подвергать людей дискриминации из-за цвета их кожи, веры, сексуальной ориентации или убеждений. Расизм проникает все ближе к центру общества".

"Курц постоянно повторяет, что он - за новый стиль в политике. Теперь его задачей будет не допустить, чтобы частью этого нового стиля стал экстремизм", - резюмирует автор.

Победа консервативной и крайне правой партий на выборах в Австрии отражает "новую нормальность" Европы, где "антииммиграционный популизм и национализм бросают вызов приверженности ЕС политике открытых границ в торговле и миграции", пишут журналисты The New York Times Стивен Эрлангер и Джеймс Кантер.

"Главной темой на выборах стала идентичность - противостояние иммиграции и исламизации - причем харизматичный победитель Себастьян Курц, которому всего 31 год, показательно присвоил большую часть программы крайне правых, пойдя на трансформацию когда-то входившей в истеблишмент консервативной Австрийской народной партии (АНП)", - говорится в статье.

Иван Крастев, политолог, работающий в Вене и в Софии, считает миграционный кризис главной угрозой для ЕС. "Упорное нежелание либералов признавать какие-либо негативные последствия миграции породило настроения против истеблишмента (в особенности против господствующих СМИ), и эта реакция сотрясла политическую жизнь ЕС", - пишет он в новой книге "После Европы" (After Europe).

Крастев усматривает острейшие расхождения по вопросу миграции между Западной и Восточной Европой, прежде всего между Германией и такими странами, как Польша, Венгрия и Чехия, которые считают "те самые космополитические ценности, на которых стоит Евросоюз, угрозой".

"В Австрии, которая хочет считать себя мостом из Западной Европы в Восточную, перед Курцем стоит серьезный выбор: попытаться изолировать популярную партию националистов, как в Швеции, или ввести ее в правительство и попытаться обуздать, как в Норвегии", - говорится далее.

"Австрия обычно голосовала за правоцентристские и правые партии, и довольно поздно обратилась к осмыслению своей истории при нацистском режиме. Она предпочитала считать себя "первой жертвой" уроженца Австрии Гитлера, а не добровольным коллаборационистом "третьего рейха" и соучастницей его расистской, антисемитской политики", - отмечают журналисты.

Для ЕС потенциальный вызов со стороны Австрии сродни вызовам, брошенным Польшей и Венгрией. Возможная коалиция АНП и АПС создаст правительство, более похожее на правительства этих двух стран, а не Германии или Франции. Тем не менее, Курц придерживается твердых проевропейских позиций, да и АПС в значительной степени отказалась от своего евроскептицизма, говорится в статье.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru