Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 сентября 2007 г.

Буркхард Бишоф | Die Presse

Караганов: "Взаимное недоверие становится очень опасным"

Эксперт по внешней политике Караганов обвиняет: "Даже в худшие периоды холодной войны отношения между Москвой и Западом не были такими плохими, как сегодня". Интервью

- В чем причины роста напряженности в отношениях между Россией и Западом?

- Во-первых, Россия становится сильнее и в отношениях с Западом осознанно ищет другой, нежели до сих пор, modus operandi. Девяностые годы, когда Россия была слаба и выступала на мировой арене в качестве просительницы, ушли в прошлое. Во-вторых, за последние десять лет баланс сил в энергетическом секторе сместился с Запада к производителям нефти и газа. Россия - это символ данных перемен.

В-третьих, на США давит поражение в Ираке, Европа увязла в кризисе самоидентификации. Запад чувствует себя слабым, уязвимым, занимает оборонительную позицию и склоняется к нанесению ответного удара. В-четвертых, в России в отношении Запада существует глубокое недоверие. Здесь преобладает точка зрения, что Запад использовал слабость России для того, чтобы навязать нам жесткие реформы, чтобы расширить НАТО. На Западе тоже существует глубокое недоверие в отношении России. В-пятых, мы не общаемся. Даже в худшие периоды холодной войны отношения между Москвой и Западом не были такими плохими, как сегодня.

- Итак, с российской стороны вы тоже видите упущения?

- Да. И постепенно взаимное недоверие становится очень опасным. Россия и Запад оказываются перед множащимися глобальными вызовами, против которых им следовало бы выступать вместе. Однако сотрудничество все ослабевает, недоверие только растет. В настоящее время нет новой холодной войны, зато есть новая эпоха конфронтации. Она потому так опасна, что тут ясных правил игры не существует.

- Но этот вопрос решить просто - достаточно всего лишь сесть за стол переговоров.

- В первую очередь нам следует осознать, что мы движемся в неверном направлении, как раз в сторону новой эпохи конфронтации. Большинство вопросов, которые сегодня сеют между нами раздор, не являются фундаментальными: слабость Запада, новое усиление России - ведь это нормальные процессы, которые всего лишь требуют умения приспосабливаться к текущему моменту. Конфликт свободы и коммунизма - вот он был фундаментальным.

- Уже несколько месяцев, как Россия снова пристрастилась к игре военными мускулами. Нет ли опасности, что мы скатимся в гонку вооружений?

- Собственно, она уже началась. В прошлом году мировые военные расходы вновь достигли уровня завершающего этапа холодной войны. Но я не считаю, что Россия действительно снова хочет втянуться в гонку вооружений. Это не в наших интересах.

- Кто начал первый?

- НАТО никогда не прекращало воздушное и подводное патрулирование российских границ и территориальных вод. Посылая бомбардировщики патрулировать над Северным морем, президент Путин и его люди хотят показать, что мы тоже на это способны, что мы снова в игре. Впрочем, я не считаю это очень умным. Ведь эти полеты - ни для кого не угроза, но в контексте новой эпохи конфронтации и недоверия любой неумный шаг может спровоцировать конфликт.

- Существует ли в сегодняшней российской внешней политике нечто вроде идеологии?

- Сегодняшняя идеология России - это капитализм, реставрация власти и служение интересам российского капитала. Хорошая идеология, не правда ли? (смеется) Тем не менее, вырисовывается определенная идеологическая конкуренция, однако исходящая не от России. Некоторые западные аналитики уже говорят о борьбе между старой либеральной демократией и новыми капиталистическими авторитарными государствами, которые находятся на подъеме.

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru