Архив
Поиск
Press digest
2 июля 2020 г.
17 февраля 2004 г.

Трагедия в московском "Трансвааль-парке" свидетельствует о конфликте между инвесторами, коммунальными службами и городской администрацией

Что бы ни послужило причиной катастрофы в аквапарке "Трансвааль" в Москве, обрушение кровли свидетельствует, прежде всего, о ситуации в российском строительном комплексе. Следует ли теперь списывать падение огромного бетонного купола на недостатки проектирования, на качество строительства или материалов - результат останется неизменным. А причины этих недостатков частично уходят своими конями в далекое прошлое.

Безвкусные бетонные конструкции вроде "Трансвааль-парка" относятся к стандартному технологическому ассортименту советской архитектуры. Десятилетиями в Советском Союзе возводились - по западным образцам, например француза Эжена Фрейсине или итальянца Луиджи Нерви, - куполообразные конструкции из напряженного железобетона с пролетами до 100 метров для крытых рынков или спортивных залов.

Позже, в основном при решении особо серьезных инженерных задач, как например, в случае Белого дома, прибегали к иностранной помощи, обычно финских и турецких строительных фирм.

В "Трансвааль-парке" над бассейном тоже было воздвигнута парусообразная железобетонная чаша, усиленная в нижней части ребрами, хотя сегодня подобные сооружения выполняются в большинстве случаев из стальных несущих конструкций или из дерева. Тому, что генеральный проектировщик - хорошо зарекомендовавшая себя московская архитектурная компания "Сергей Киселев и партнеры" - предпочла эту старомодную конструкцию, могли быть финансовые причины: проектирование и строительство пришлись на время после экономического коллапса 1998 года.

Киселева, который одновременно является вице-президентом Союза московских архитекторов, лишили лицензии. На его интернет-сайте говорится о том, что вся ответственность лежит исключительно на строительной компании, турецкой фирме Kocat Insaat. Она, кстати, тоже лишившаяся лицензии, была вынуждена приостановить свои стройки в российской провинции.

Другой причиной трагедии в "Трансвааль-парке" могло стать ненадлежащее выполнение строительных работ. Продолжающийся строительный бум в Москве при незначительных зарплатах и тяжелых условиях труда привел к тому, что к работам привлекаются мало- или вовсе неквалифицированные рабочие, нередко - нелегалы с Кавказа.

Если в советское время еще имелись отличия между индустрией массового жилищного строительства и рядом специализированных строительных предприятий, то теперь эти границы сильно размыты. Раньше тоже бывали случаи обрушения панельных зданий во время из возведения, но сейчас несоблюдение мер безопасности, иногда вопиющее, а также стремительный темп строительства ухудшают качество новых "элитных квартир", что в недалеком будущем может привести к невосполнимому ущербу.

К примеру, совсем недавно пришлось полностью обновить кровлю возведенного только в 1997 году торгового комплекса на Манежной площади. Ремонт двухуровнего моста над Москвой-рекой в районе Лужников, который в 1960-е годы был воздвигнут в зимнее время рекордными темпами, продолжался до конца 1990-х, но вскоре в железобетонной конструкции вскрылись значительные дефекты и его снова пришлось реконструировать, а позже даже закрыть.

Об ограниченном сроке годности построек в стандартизованных гигантских городах-спутниках с неизбежно нарастающей усталостью заводских конструкций сейчас никто даже и не думает.

Однако "Трансвааль-парк" - судя по всему, самое большое подобное сооружение в Восточной Европе, - который был возведен всего за 18 месяцев и за сравнительно скромные 40 млн долларов на площади в добрых 19,5 тыс. кв. м, является прямо-таки классическим примером конфликта между инвесторами, коммунальными службами и городской администрацией.

Через фирму "Интеко" Елена Батурина, жена мэра Москвы Юрия Лужкова, является совладелицей аквапарка. Совсем недавно фирма, финансировавшая строительство, продала ключевую долю компании "Терра Ойл", связанной с "Интеко". Есть сведения, что в общем и целом супруга Лужкова через принадлежащий ей банк контролирует более 10% всего московского строительного рынка.

Сергей Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям, сказал после драмы в "Трансвааль-парке": "Пора заканчивать с этим бардаком и ввести жесткий контроль при строительстве таких сооружений".

Очевидно, российское правительство тоже больше не готово смотреть сквозь пальцы на скандальное поведение московского руководства. Прокурор Москвы Анатолий Зуев сообщил о возбуждении уголовного дела.

Нет недостатка в контролерах, выражают мнение по этому поводу московские СМИ, просто они, как известно, видят свою задачу в получении взяток, а не в проверке качества сложных конструкций.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru