Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 апреля 2003 г.

Дзюнъити Миура | Yomiuri

Китайский юань может серьезно подорвать мировую финансовую систему

Участие в послевоенной реконструкции Ирака стало сейчас одной из самых насущных проблем мировой экономики. Однако не менее существенной проблемой является стоимость китайского юаня. Вскоре юань может стать "главным виновником" глобальной дефляции мирового финансового рынка, и в настоящее время все более настойчиво звучит требование пересмотреть его стоимость. Может ли стоимость юаня подняться?

Официально система обмена иностранной валюты в Китае основана на принципе плавающего курса. Но при этом финансово-кредитные органы Китая постоянно вторгаются на рынки обмена иностранной валюты, чтобы регулировать сверху курс юаня относительно доллара.

Обменный курс доллара по отношению к юаню несколько колеблется, но в 1994 году власти Китая установили жесткий обменный тариф 8 юаней за 1 доллар, который с тех пор остается неизменным (на сегодня 1 доллар равен 8,277 юаней). Чтобы удерживать курс юаня, Народный банк Китая продает юани и покупает доллары через Центр международного валютного обмена, находящийся в Шанхае.

Резкое увеличение объема китайского экспорта и объема иностранных инвестиций увеличивает и приток доллара в страну. Но при этом доллар не имеет хождения в Китае, кроме того, размер капитала в иностранной валюте, принадлежащего иностранным компаниям, работающим в Китае, строго ограничен.

Соответственно, вся долларовая валюта, поступающая в Китай, поглощается Народным банком Китая через продажу юаня и закупку доллара. Этот механизм и помогает удерживать обменный курс валют. Однако стоимость юаня сразу бы снизилась, и наступила бы инфляция, если б юань свободно продавался на рынке. Чтобы не допустить этого, финансово-кредитные органы продают на рынках китайские облигации и поглощают излишек валюты, устанавливая лимиты на количество юаней, остающихся в обращении.

Наряду с Японией Китай стал вторым по величине держателем иностранной валюты. В конце 2002 года его запас составил 286,4 млрд долларов.

В нормальных условиях экономический потенциал страны возрастает, когда увеличивается объем ее экспорта и расширяется запас иностранной валюты. Соответственно, стоимость национальной валюты тоже растет, и это выражается в повышении ее курса относительно других валют.

Так было и с японской иеной. С конца Второй мировой войны ее стоимость постоянно росла по мере развития национальной экономики и укрепления позиции Японии на мировом рынке.

Но с юанем ничего подобного не происходит. С тех пор как в 80-е годы Китай взял курс на проведение экономических реформ и создание свободного рынка, стоимость юаня неуклонно падает.

Средний курс юаня по отношению к доллару, который в 1981 году стоял на отметке 1,705, за 20 лет опустился почти до 20% прежнего уровня.

Это произошло потому, что китайское правительство преднамеренно обесценивало юань, проводя политику защиты китайских компаний. В результате, по оценкам Мирового банка, стоимость юаня теперь составляет всего 20% его покупательной способности, или цены валюты как эквивалента объема товаров и услуг, которые на нее можно приобрести.

Многие страны, включая Японию, Соединенные Штаты и Южную Корею, критикуют Китай за политику искусственного поддержания слабости юаня и требуют пересмотра его стоимости. В феврале на Парижской встрече министров финансов и руководителей центральных банков Семерки министр финансов Масадзиро Сиокава открыто подверг сомнению правильность поддержания стоимости юаня на чрезмерно низком уровне. Серьезная обеспокоенность по поводу низкой стоимости юаня вызвана прежде всего тем, что дешевые китайские товары, поддерживаемые слабым юанем, могут заполонить мировой рынок и вызывать глобальную дефляцию.

Премьер-министр Китая Вэнь Цзябао заявил о том, что обменный курс юаня должен оставаться устойчивым и что он вовсе не намерен пересматривать пекинскую политику поддержания низкой стоимости национальной валюты.

Китай еще не решил многие экономические проблемы, такие, как неэффективность государственных предприятий, систематические невозвраты ссуд и различия в уровне доходов городского и сельского населения.

Но Китай мог бы извлечь и большую выгоду, повысив курс юаня, поскольку это сразу бы сбило цены на импортные товары и позволило приобретать необходимые для внутреннего рынка товары и сырье из других стран по низкой цене.

Для страны, которая получает выгоду от членства во Всемирной торговой организации, поддержание стоимости своей национальной валюты на уровне, соответствующем объему ее экспорта и конкурентоспособности, является ее долгом перед мировой экономикой.

Несмотря на очевидные экономические успехи, в Китае по-прежнему сохраняется монопольное положение коммунистической партии. И экономическая политика страны определяется не требованиями свободного рынка, а директивами партийного руководства.

Сейчас компартия Китая уделяет огромное внимание отношениям с Соединенными Штатами. Китай уже занял место Японии, с которой США имеют самый большой торговый дефицит.

Но именно финансовая политика Китая, основанная на слабости отечественной валюты, станет камнем преткновения, когда перед Вашингтоном и Пекином возникнет проблема торгового дисбаланса.

Источник: Yomiuri


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru