Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 апреля 2014 г.

Обзор прессы | Inopressa

"Траур на Земле и в Макондо": умер Маркес

Практически все крупные мировые газеты откликнулись на смерть знаменитого колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Например, испанская El Pais публикует огромную подборку под общим названием "Траур на Земле и в Макондо".

The Wall Street Journal в заголовке напоминает: "Скончался лауреат Нобелевской премии", а автор статьи, журналист Хуан Фореро отмечает: именно Маркес сделал популярным стиль "магического реализма". Его самый известный роман "Сто лет одиночества", переведенный на десятки языков, вдохновил целое поколение писателей.

В магическом реализме "фантастические виньетки, похожие на сновидения, уравновешиваются четко проработанным реализмом", а персонажи отличаются эксцентричностью, пишет автор.

Маркес также был признанным журналистом, его очерки впервые привлекли внимание в начале 50-х годов. "Позднее он прославился не только очерками о президентах и деспотах, но и тесными дружескими отношениями, которые заводил с самыми разными мировыми лидерами - от Фиделя Кастро до Билла Клинтона и Франсуа Миттерана", - говорится в статье.

Маркес гордился своими левыми и антиимпериалистическими убеждениями. "Он пользовался своей славой для попыток ратовать за единение Латинской Америки и прекращение вмешательства США в дела региона", - пишет автор. Но некоторые латиноамериканские писатели критиковали его за дружбу с Кастро (а собрат по Нобелевской премии Марио Варгас Льоса даже назвал его "куртизанкой Кастро"). Сам Маркес уверял, что благодаря дружбе добивался освобождения кубинских диссидентов. Между тем США долгое время не давали Маркесу визу из-за его связей с Кубой и критики американской политики.

Среди множества статей в испанской прессе можно выделить эссе известного мексиканского писателя Хорхе Вольпи "Наш Аполлон и наш Дионис" в El Pais. Автор полагает, что Габриэль Гарсиа Маркес и Хорхе Луис Борхес останутся в истории, как два колосса второй половины XX века. "То были самые влиятельные и могущественные писатели нашей части света и нашего языка, те, кем больше всего восторгался и кому подражал мир", - говорится в статье. "То были наши Аристотель и Платон - или, скорее, наш Дионис и Аполлон", - говорится в статье.

Автор тут же признает, что современниками Маркеса и Борхеса были талантливые писатели, настоящие титаны (Варгас Льоса, Фуэнтес, Сабато, Кортасар и другие). Но именно Маркес и Борхес были самыми самобытными, "суммой усилий всех предшественников" и "отправной точкой для всех последующих поколений".

Со стороны кажется, что более несхожих людей, чем Борхес и Маркес, нет и не бывало. Борхес - самолюбивый, язвительный, меланхоличный, "близкий - скрепя сердце - к правым политическим взглядам", пишет Вольпи. Маркес - жизнерадостный буян, близкий к левым. Перед Борхесом все благоговели, Маркеса все обожали.

Борхес, безусловно, - носитель аполлонического начала: "писатель, шлифующий все выступы и углы, фокусник, одержимо выворачивающий все прилагательные и наречия", автор парадоксов.

Маркес воплощает в себе дионисийство: "Плодовитый демиург генеалогий и чудес, дерзкий мастер метафор и словесных лабиринтов". Этот улыбчивый идол претворяет Историю, особенно мрачную историю Колумбии, в тысячи переплетенных между собой нежных и жестоких незабываемых историй. "Прозорливый писец, который насмехается над тиранами, среди которых так долго вращался", - продолжает автор.

Однако, по мнению Вольпи, Аполлон и Дионис взаимодополняют друг друга: "это две половинки нашего мира". Маркес не писал бы в маркесовском стиле, если бы не учился у Борхеса. "А Борхес не нашел бы себе лучшего последователя, чем этот непокорный ученик", - говорится в статье.

Борхес и Маркес справедливо сделались кумирами. "Невозможно не преклоняться перед ними и, однако, не испытывать желания их свергнуть", - заключает Вольпи.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru