Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 декабря 2001 г.

Аугусто Лопез-Карлос | Financial Times

Укрепление стабильности России

"Все только благодаря нефти" - одно из самых твердых убеждений международных инвесторов в отношении российской экономики. Нефтяные цены нестабильны, что вызвало тревогу за устойчивость темпов экономического роста, достигнутых Россией в последнее время. Логично предположить, что если нефть "упадет", за ней последует и Россия. Эти опасения можно было бы развеять, создав стабилизационный фонд, который помог бы сгладить скачки на рынке.

Но постепенно многие начинают признавать, что восстановление России связано не только с резким ростом цен на нефть в 1999 и 2000 годах. Осторожная бюджетная политика правительства после финансового кризиса 1998 года тоже стала важным фактором. Прогресс в проведении структурных реформ помог снизить степень зависимости экономики от внешних потрясений. Однако по-прежнему господствует мнение, что судьба России определяется экспортом сырья, цена на которое устанавливается за рубежом.

Это мнение уходит своими корнями в новейшую советскую и российскую историю. В 1986 году цены на нефть рухнули, что сыграло роль в последующем развале советской экономики, а потом и самого Советского Союза. Российские налогоплательщики до сих пор страдают от экономических последствий того нефтяного шока. С 1986 по 1990 годы страна влезла в огромные долги, чтобы скомпенсировать снижение нефтяных прибылей. Эти долги будут лежать тяжелым бременем на бюджетах ближайших лет, ограничивать способность государства эффективно удовлетворять социальные и иные потребности. Точно так же падение цен стало одной из причин дефолта и девальвации, которые произошли в России в 1998 году.

По этим причинам в текущем году инвесторы воспряли духом, когда выяснилось, что правительство рассматривает возможность создания стабилизационного фонда. Однако в конце концов правительство решило предусмотреть в бюджете 2002 года "финансовый резерв" в размере 3,5 млрд. долларов США, который будет финансироваться из общих бюджетных прибылей и использоваться для обслуживания внешних обязательств. Стабилизационный фонд - это формальный механизм, заставляющий правительство на постоянной основе собирать и инвестировать часть налоговых поступлений, например, из нефтегазового сектора. Законодательство точно определяет, каким образом собираются, инвестируются и тратятся средства, что снимает данный вопрос с политической повестки дня.

Норвегия эффективно пользуется подобным же механизмом. Норвежский Правительственный Нефтяной Фонд был создан в 1990 года и предназначался для того, чтобы сгладить эффект краткосрочных флуктуаций объемов нефтегазовых прибылей и, что еще более важно, чтобы остановить стремительный рост расходов на пенсионеров и инвалидов. Обменивая истощающиеся нефтегазовые резервы на финансовые активы НПНФ, правительство снижает степень зависимости государства от энергетических прибылей. НПНФ начал собирать прибыли лишь в начале 1996 года, но к концу июня 2001 года сумма его активов по рыночной стоимости составила примерно 60 млрд. долларов, что эквивалентно 35% ВВП. Доходы НПНФ - это продажа государством нефти и газа, налоги частных нефтегазовых компаний, отдача по инвестициям. Фонд интегрирован в государственную финансовую систему. Увеличение правительственных расходов или снижение налоговых поступлений от деятельности, не связанной с нефтью, приводит к снижению отчислений в НПНФ.

Все средства НПНФ инвестируются за рубежом. Это позволяет ослабить последствия т.н. "голландской болезни", когда большие экспортные прибыли одного из секторов приводят к переоценке валюты и делают остальные экспортные сектора неконкурентоспособными.

Таким образом, НПНФ играет ключевую роль в макроэкономическом управлении, защищает экономику от негативных последствий высоких нефтяных доходов. России очень важно подумать об этом. Большой профицит российского торгового баланса в последние два года привел к укреплению рубля, повышению цен, осложнил задачу по управлению обменным курсом.

Создание такого фонда стало бы для инвесторов сигналом, что управление Россией осуществляется продуманно, что приняты меры по снижению степени зависимости от сырьевого экспорта.

Россия зависит от сырьевого экспорта больше, чем Норвегия. Российская экономика более уязвима, частный сектор с трудом восстанавливается после продолжительного кризиса. Объемы иностранных инвестиций остаются низкими, отчасти из-за того, что инвесторы опасаются возможных последствий очередного нефтяного потрясения.

Россия могла бы запустить функционирование этого фонда, использовав высокий профицит бюджета текущего года. Дискуссии правительства и Думы о пополнении и использовании "финансового резерва", вписанного в бюджет 2002 года, могут стать отправной точкой для утверждения закона о создании фонда в норвежском стиле. Рост фонда отражал бы условия на мировых рынках нефти, газа и металлов, появление фонда, несомненно, привело бы к повышению кредитных рейтингов, ускорило бы процесс возвращения страны на международные рынки капитала. Короче говоря, это стало бы самой благоприятной новостью из России с августа 1998 года.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru