Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 декабря 2001 г.

Паскаль Риш | Libération

Без бен Ладена победы Бушу не видать

Ни у кого не вызывает сомнения, что Соединенные Штаты не смогут говорить о победе до тех пор, пока не будет пойман бен Ладен, единственный конкретный персонаж, который олицетворяет собой врага Америки с момента совершения терактов 11 сентября. Для большинства, главная видимая цель войны - его физическое уничтожение. Выступая в роли ближневосточного "доктора Мабуса", бен Ладен затмил собой даже иракского президента Саддама Хусейна, который сегодня уже воспринимается как дьявол второго сорта. Как десять лет назад иракского президента стали называть просто "Саддам", также сегодня Усама бен Ладен упоминается в популярных средствах массовой информации только лишь по имени или просто инициалами OBL. Таким образом, он превзошел своего предшественника по степени олицетворения Зла. Он любит красоваться в камуфляже с автоматом АК-47. Со своей бородой, тюрбаном и нежной улыбкой он воплощает в себе жуткую экзотику Fu Manchu. У него нет настоящих корней, родины, разумных целей, его организация имеет расплывчатые очертания. Он "миллиардер". Наконец, его холодный цинизм вовсе не абстрактен, он вполне осязаем: весь мир мог убедиться в этом в четверг, после того, как была продемонстрирована видеозапись "обеда в Кандагаре".

Для того чтобы говорить об успешном завершении "первой фазы" кампании борьбы против терроризма, для Вашингтона недостаточно просто возвращения Афганистана к нормальной жизни - с воздушными змеями в небе, музыкой по радио и правительством национального единства. После разгрома талибов в Тора-Бора ни один официальный представитель американской администрации не присоединился к ликованию по поводу победы афганцев из новой коалиции. Еще вчера, будучи проездом в Брюсселе, министр обороны США Дональд Рамсфельд подчеркнул, что "талибы все еще многочисленны и все еще вооружены. Это потребует времени и энергии ? Люди буду гибнуть, преследуя их". Накануне Колин Пауэлл заявил, что он "разочарован" тем, что лидеру "Аль-Каиды" удалось исчезнуть. "Бен Ладен олицетворяет собой войну, и это соответствует двум традициям восприятия насилия в Соединенных Штатах, - говорит Джон Мэйсон, профессор William Paterson University, Вэйн, Нью Джерси. - В соответствии с первой традицией, распространенной на Юге и на Западе США, к насилию "прибегают не из принципа, а с целью ответить на нападки против семьи". Эта мотивация широко используется в нынешней кампании: можно видеть солдат в касках нью-йоркских пожарных или бейджи с надписью " I love NY". Согласно другой традиции, распространенной на Севере, "насилие неприемлемо само по себе, это утрата самоконтроля, за исключением случаев, когда действия сильно мотивированы". По мнению Мэйсона, Буш играет сразу на двух досках. То он настаивает на необходимости отомстить за жертвы терактов и заявляет, что он будет рад увидеть бен Ладена мертвым; то он начинает говорить об опасностях, которыми грозит Америке этот "зловредный человек", с которым следует покончить раз и навсегда.

Излишне персонализируя этот конфликт, американская администрация дважды рискует. Если бен Ладену удастся бежать, он превратится в Фантомаса арабского мира, неуловимого противника сильных мира сего. Тогда американцам не удастся "подвести символическую черту" под трагедией 11 сентября. Если его убьют или арестуют в Афганистане, тогда у американцев может пропасть желание продолжать военные действия, поскольку он могут счесть работу уже выполненной. "Американцы поддерживают охоту за организаторами терактов 11 сентября, и они, скорее всего, не захотят, чтобы их страна занималась другими террористическими группами или другими странами, если те не имеют отношения к сентябрьским терактам", - отмечает Айван Эланд, эксперт по вопросам обороны Cato Institute.

Испытывая опасения по поводу ослабления поддержки со стороны населения, команда Буша вынуждена ежедневно повторять о масштабах задач, которые еще предстоит решить: искоренить сеть "Аль-Каиды", в которой бен Ладен является лишь одним из многочисленных руководителей, покончить с террористическими организациями, представляющими угрозу для Соединенных Штатов, препятствовать тому, чтобы эти группировки могли найти приют в других странах? Кроме того, региональные конфликты приводят к возникновению новых зон ведения боевых действий. Например, Ближний Восток (с укреплением позиций группировки "Хамас" в рядах палестинцев) или Кашмир, где ситуация вновь обострилась в прошедший четверг после теракта в индийском парламенте. Вашингтон поклялся преследовать боевиков "Аль-Каиды" в "60 странах" и почти в полный голос рассуждает о целесообразности нанесения удара по режиму Саддама Хусейна, поскольку считается, что Ирак может снабжать террористов оружием массового поражения.

Буш осознает, что военные и дипломатические успехи, достигнутые в Афганистане, придали ему импульс, который нельзя растерять: он должен как можно быстрее приступить к осуществлению того, что он назвал "второй фазой" операции. Однако характер этой "второй фазы" зависит от судьбы бен Ладена и его приспешников: если ему удастся бежать, вряд ли Соединенные Штаты сфокусируют внимание на Ираке, Филиппинах или движении "Хамас". Им придется, в первую очередь, "закончить работу" в тех странах, где они могут рассчитывать на поддержку. Речь идет, прежде всего, о Пакистане или Сомали.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru