Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 января 2008 г.

Редакция | The Guardian

В бешенстве

Сотрудники британского внешнеполитического ведомства - мастера сдержанных высказываний. Но вчера Дэвид Милибэнд сознательно нарушил этот обычай, заявив, что откровенное запугивание Россией сотрудников Британского совета, вследствие чего последнему пришлось закрыть два региональных отделения - в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - напомнило ему о временах холодной войны. Действия России против Британского совета запятнали ее репутацию и не останутся незамеченными по всему миру.

Выбрана резкая формулировка - и оправданно резкая. Стивена Киннока, директора Санкт-Петербургского отделения Британского совета, задерживают по липовым обвинениям в вождении в нетрезвом виде, российских сотрудников этой организации вызывают в ФСБ, а налоговая полиция наносит им поздний визит - это и есть запугивание. Когда у налогового управления возникают проблемы с иностранной организацией, решать их следует в суде, а не в квартирах ее российских сотрудников. Если возникла размолвка с правительством, не следует переносить ее на граждан.

Но то, что пока не случилось, не менее важно, чем то, что уже случилось. Россия не выполнила свою угрозу закрыть московское отделение Британского совета, а Милибэнд сказал, что не будет отвечать высылкой российских картин (выставка должна открыться в Королевской академии искусств) или двух российских дипломатов, ответственных за культурный обмен. Кремль покусывает за "мягкое место", но не трогает основную ткань британского присутствия - растущую российско-британскую торговлю.

Гордон Браун и Владимир Путин не перезваниваются друг с другом, но это делают их главные советники по вопросам внешней политики. Нам стало известно, что в понедельник у них состоялась конструктивная беседа. Правда, она не уберегла Британский совет от ряда мер, предпринятых на следующий день, и не исключено, что в Кремле есть и другие группы, которые хотят быть услышанными. Но ястребам из силовых ведомств, как их называют русские, следовало бы взять тайм-аут и подумать. Если позволить этому кризису оказать пагубное влияние на двустороннюю торговлю, Россия рискует понести более серьезные потери, чем ее основной инвестор. Последовательная атака на экономические интересы Великобритании может вскоре затронуть и французские, и немецкие, и общеевропейские торговые интересы.

Суммарный эффект подобных двусторонних кризисов выразится в ужесточении позиции Евросоюза. Всем известно, насколько сложно добиться единства общественного мнения, но российские спецслужбы семимильными шагами идут к успеху в этом нелегком деле. Постепенно радикализируется и британское общественное мнение - с каждым месяцем оно становится все ближе к точке зрения Балтии и Польши. И это не отвечает национальным интересам России.

России и Великобритании следует восстановить (или заново начертить) ряд ограничительных линий. Для этого обе стороны будут вынуждены пойти на определенные уступки. Нет никаких шансов на то, что Великобритании удастся добиться выдачи Андрея Лугового, бизнесмена и бывшего агента ФСБ, который обвиняется в убийстве Александра Литвиненко. Будучи избранным в Думу, Луговой получил иммунитет от судебного преследования. Но что касается количества работающих в Лондоне агентов ФСБ, у нас есть способы его ограничить, например предложив облегчить визовые ограничения для российских дипломатов, если определенное соглашение будет достигнуто.

Кто бы ни отравил Литвиненко (а кто это сделал, мы, наверное, никогда и не узнаем), тот факт, что полоний-210 был провезен в Лондон, вызвал сильную боязнь радиации в дружественной столице. Это выходит за все мыслимые рамки, и реакция в Вашингтоне на подобные события была бы аналогичной. Но это явилось голом свои ворота: ведь полоний-210 не смог запугать или заставить замолчать русских критиков Путина, которые живут в Лондоне; он принес им целые квадратные километры печатных площадей и многочасовое освещение в электронных СМИ. Россия предстала не современным государством, а в образе эпохи Андропова, как два десятилетия назад.

Российская промышленность жаждет выйти на европейские рынки, ей требуются огромные финансовые вливания из-за рубежа. Только инвестиции, а не скачок цен на нефть обеспечат процветание в долгосрочной перспективе. И на этом фоне ФСБ сводит в Лондоне старые счеты - это благоприятствует или препятствует выполнению стратегических задач России? Если возьмет верх рассудок, то вскоре должен последовать большой тайм-аут на обдумывание, а потом - очень спокойные переговоры.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru