18 июля 2008 г.

Иэн Сэмпл | The Guardian

Ученые раскрывают тайны Красной планеты

Древний поток в южных нагорьях Марса прорывает стену гигантского кратера, наполняя огромное озеро водой и глинистыми минералами.

Россыпь месторождений в основании кратера Джезеро, ширина которого около 25 миль, показывает, что огромная масса воды, должно быть, давила на дно озера тысячи лет; а это заставляет предположить, что некогда на этой планете существовали огромные озера и текли реки, которые, возможно, питали жизнь. "Результаты новых исследований заставляют поразиться тому, сколь широко и далеко текли воды Марса", - заявил Скотт Мёрки из Университета Джона Хопкинса в штате Мэриленд.

Снимок, напечатанный в журналах Nature и Nature Geosciences, - один из нескольких, снятых недавно камерой Орбитальной ступени по исследованию Марса NASA. Фотокарты помогут сотрудникам NASA найти места для посадки будущих кораблей, включая марсоход Mars Science Laboratory, который собираются запустить в конце следующего года. "Если там когда-нибудь существовала жизнь, есть вероятность, что ее химический состав сохранился в этой дельте", - заявила Бетани Эльманн из Университета Брауна на Род-Айленде.

Глинистые минералы несут информацию в интервале от 4,6 до 3,8 млрд лет назад, а это самый ранний период существования Солнечной системы, когда Земля и Марс подвергались бомбардировке кометами и астероидами. "В нескольких местах большое количество воды, должно быть, пробилось через скалы и почву, - заметил Джон Мастард, один из участников исследования в Университете Брауна. - Мы находим десятки мест, где смогут приземлиться будущие аппараты, чтобы понять, была ли когда-нибудь на Марсе жизнь, а если была, то найти ее признаки".

Что означает расцветка

По словам ученых, это доказывает, что вода могла свободно течь по Марсу примерно 4,6-3 млрд лет назад. Цвета были зафиксированы камерой Орбитальной ступени по исследованию Марса, ищущей там воду - спектрометром CRISM. CRISM способен зафиксировать все виды света - от видимых до инфракрасных и ультрафиолетовых. Снимки, охватывавшие участки шириной 10800 метров, позволяют ученым разобраться, из чего состоит поверхность Марса.