Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 июля 2012 г.

Пол Сандерс | The National Interest

Российская база в Сирии: "потемкинский" порт?

Так называемая морская база России в сирийском порту Тартус привлекает все большее внимание западных СМИ, поскольку сообщается, что Москва отправила 11 боевых кораблей в западное Средиземноморье для учений и некоторые из этих кораблей зайдут в Тартус, пишет издание National Interest. После репортажа российского канала "Вести" возникают серьезные сомнения в ее военной полезности, отмечает автор статьи Пол Сандерс. Было показано старое военное береговое оборудование, а те, кто понимает по-русски, смогли узнать, что личный состав базы состоит из четырех человек и что на борту плавучей мастерской ПМ-138 находится только одна треть от стандартного экипажа в 150 человек. "Даже если авианосец войдет в порт, непонятно, что он сможет там сделать", - пишет автор. Согласно сообщениям прессы, Россия платит 2 млн долларов в год за аренду базы в Тартусе. "Для сравнения в 2009 году Москва предоставила 2 млрд долларов помощи Киргизии для того, чтобы власти страны закрыли военно-воздушную базу США в Манасе. Этого было бы достаточно для того, чтобы заплатить Дамаску за тысячелетие", - пишет автор. Хотя ранее российские официальные лица заявляли о планах по модернизации и расширению присутствия страны в Тартусе, сложно сказать, были ли эти планы серьезными даже до начала протестов в Сирии, переросших в гражданскую войну, говорится в статье.

Однако, по словам автора, это не означает, что Сирия не имеет большого значения для России. Во-первых, национальные интересы носят скорее субъективный, нежели объективный характер. В Москве национальные интересы определяют Владимир Путин и его советники, а не российские исследовательские центры или западные ученые, пишет Сандерс. Во-вторых, символизм может быть важным национальным интересом даже для упрямых прагматиков. "Ощущение силы может быть так же важно, как реальная сила. Зачастую оно может избавлять страны от затрат на оказание влияния, что особенно желанно, если государство стеснено в средствах", - подчеркивает автор. В-третьих, чрезмерное внимание к военной базе в Тартусе и к торговым отношениям между Россией и Сирией заслоняет собой ключевые факты. Министр иностранных дел заявил, что 100 тыс. россиян живут в Сирии, Тартус может сыграть важную роль в их эвакуации, подчеркивается в статье.

"База имеет минимальную военную ценность, она способна принять несколько важных кораблей и позволить провести им чуть больше времени в Средиземном море, однако вряд ли сможет выдержать долгую или крупномасштабную военную операцию. Тем не менее, ее потеря может иметь важное символическое значение для Ближнего Востока, особенно если станет частью процесса смены режима в Сирии, возглавляемого США", - отмечает Сандерс. Ближний Восток является единственным регионом за пределами бывшего СССР, где Россия продолжает сохранять значительное влияние. "Если Россия оставит Сирию или потерпит политическое поражение, то официальные лица опасаются потери влияния в процессе ближневосточного урегулирования и на международных переговорах по иранской ядерной программе", - пишет автор. Российская морская база в Тартусе является одним из компонентов в этих расчетах, хотя, возможно, и не решающим. "Мудрым политическим выбором для США в отношениях с Россией и для прекращения гражданской войны в Сирии было бы не преувеличивать значение базы, но и не забывать о ней", - делает вывод Пол Сандерс.

Источник: The National Interest


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru