Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 июня 2007 г.

Марк Чемпион, Маркус Уолкер | The Wall Street Journal

ЕС пытается выйти из тупика, связанного с конституцией

Если на саммите будет достигнуто согласие, на первое место выйдут вопросы политики по отношению к России и расширения Евросоюза

На этой неделе ЕС проведет саммит, где надеется подвести черту под разногласиями из-за принятия Евроконституции. Это позволит группе новоиспеченных лидеров национальных государств переключиться на более существенные проблемы - от расширения блока до выработки внешнеполитического курса по отношению ко все более напористой России.

Разногласия из-за проекта конституции в течение двух лет с того времени, как его отвергли французские и нидерландские избиратели, парализуют обсуждение целого ряда экономических и политических целей в ЕС.

Официальные лица Германии и других стран говорят, что желание решить вопрос конституции и перейти к рассмотрению более существенных проблем настолько сильно, что близится заключение соглашения о смягченном варианте этого документа.

На встрече лидеров 27 стран ЕС, которая будет проходить в четверг и пятницу в Брюсселе, едва ли не главной загвоздкой станут возражения Польши. Варшава отстаивает свою версию поправок к законодательству ЕС о внутреннем голосовании, добиваясь, чтобы Польша имела большее влияние на общие решения ЕС, практически сравнимое с влиянием Германии и других более крупных стран.

Канцлер Германии Ангела Меркель, которая в качестве председателя ЕС будет руководить саммитом, в эти выходные встречалась с лидерами Польши и Чехии, попытавшись - пока безуспешно - их переубедить.

Представители Германии отметили, что для заключения соглашения о конституции придется переименовать ее в договор и изъять положения о других атрибутах единого государства - например, о флаге и гимне ЕС. Возможно, также будет опущена глава о правах человека и социальных правах.

Планы об учреждении поста министра иностранных дел ЕС придется пересмотреть, но многочисленные министерства иностранных дел, другие органы того же назначения и их бюджеты будут консолидированы и подотчетны одному человеку, как гласит и нынешняя версия документа.

Вероятно, изменится и срок пребывания на посту председателя ЕС - он будет длиться пять лет, тогда как сейчас председательство каждые полгода переходит от одного государства к другому. "Граждане ожидают от нас, политиков, чтобы нас волновали их проблемы, а не мы сами", - сказала Меркель на прошлой неделе, выступая в германском парламенте.

Если Германия добьется заключения этого соглашения, чиновники более низкого ранга утрясут детали, постаравшись, чтобы договор начал действовать в 2009 году.

Но, возможно, конституцию придется смягчить еще больше по сравнению с версией, которую предложила Меркель в меморандуме, распространенном в конце прошлой неделе как отправная точка для переговоров на саммите. В меморандуме не затронута система голосования в ЕС. В субботу президент Польши Лех Качиньский после четырехчасовой беседы с Меркель заявил, что не изменил своей позиции, хотя и высказал "убежденность" в том, что на саммите решение будет найдено и соглашение заключено.

Неспособность достичь соглашения по проекту конституции препятствует обсуждению возможного расширения ЕС, особенно приема Турции. Споры также осложняют выработку единой внешней политики по отношению к России и укрепление сотрудничества в области правоохранительной деятельности. "Во всех трех сферах ничего не сдвинется, пока остается нерешенным этот вопрос-тотем", - отметил Ян Техау, глава отдела исследований Европы в германском Совете по международным отношениям.

Чиновники также надеются, что урегулирование разногласий по поводу конституции облегчит выработку единого мнения по ряду крупнейших проблем ЕС в период, когда политический климат меняется к лучшему.

"Политический ветер благоприятнее, чем в прошлом", - отметил Хьюго Брэди, эксперт по конституции из лондонского Centre for European Reform. "Экономика ЕС в лучшем состоянии, чем раньше", а поколение лидеров, поссорившихся из-за решения США вторгнуться в 2003 году в Ирак, окончательно уйдет со сцены с отставкой премьер-министра Великобритании Тони Блэра, добавил Брэди.

В условиях, когда крупнейшие страны-члены ЕС возглавляют новые люди - Германию Меркель, Францию Николя Саркози, а в Великобритании на следующей неделе пост премьера займет Гордон Браун - сильна надежда, что удастся заняться реальными вещами, как только будет рассмотрен вопрос конституции.

В верхних строках повестки дня - выработка политики в областях энергетической безопасности и противодействия климатическим изменениям, а также пересмотр принципов законодательства и бюджета ЕС с целью стимулирования экономического роста, особенно в секторе высоких технологий и сфере услуг.

Первоначальный проект конституции одобрили 18 государств-членов ЕС, а 9 проголосовали "против". Германия, председательствующая в ЕС до июля текущего года, проявляет чудеса эквилибристики - ей нужно составить документ, в приемлемости которого лидеры должны убедить своих граждан, не создав при этом впечатления уступок.

Великобритания хочет сократить число новых сфер, в которых, согласно проекту договора, будет разрешено принимать решения большинством голосов, а не консенсусом. Наиболее важная из этих сфер - правоохранительная деятельность, о которой Великобритания печется отчасти из-за ее традиций общего права, меж тем как большая часть стран-членов придерживается других правовых основ.

Лондон также обеспокоен тем, что планы о предоставлении ЕС международного юридического статуса - который позволит Евросоюзу иметь собственных представителей в организациях общемирового уровня - могут повлечь за собой утрату Великобританией ее постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Вероятно, эти тревоги разделяет и Франция, также являющаяся постоянным членом Совбеза.

Власти Нидерландов предлагают, чтобы в договоре особо оговаривались критерии членства в ЕС, но другие государства опасаются, что в таком случае решение о принятии новых членов перейдет от правительств к судам.

Наиболее сложным для решения вопросом, по оценке германских официальных лиц, является требование Польши, добивающейся для себя большего веса при вынесении решений. Согласно нынешнему проекту, каждое государство-член ЕС получит количество голосов, пропорциональное численности его населения, так что Германия станет вдвое "перевешивать" Польшу. Пока же эти два государства при голосовании имеют почти равную мощь. Польша ратует за модель, которая фактически исключит неравенство, но ее поддерживает только Чехия.

Развитие ЕС протекало в основном благодаря компромиссам между государствами, желавшими более плотно интегрироваться в союз, и теми странами, которые ратовали за вхождение новых членов. Но в 2005 году, когда проект конституции был отвергнут, достижение подобных компромиссов осложнилось.

Возражения Франции против заявки о вступлении в ЕС, поданной Турцией, усилились с тех пор, как Франция отвергла конституцию, и переговоры застопорились. Дискуссия о том, стоит ли предлагать "пряник" возможного членства в ЕС таким странам, как Украина, вообще прекратилась, так что надежды этих стран на интеграцию с Западом сейчас в подвешенном состоянии. Фиаско с конституцией также способствовало "размыванию" формулировок в экономических законодательных нормах, изначально призванных создать в ЕС единый рынок услуг.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru