Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 марта 2004 г.

Вадим Прохоров | The Guardian

Битва на дирижерских палочках

Как Владимир Путин разжег войну между двумя ведущими российскими оркестрами

В понедельник, когда Российский национальный оркестр (РНО) начнет свои гастроли в Англии, для стороннего наблюдателя все будет выглядеть прекрасно. Михаил Плетнев выйдет на помост и будет дирижировать коллективом под известным именем РНО. Но на самом деле британцы увидят и услышат новый коллектив. Прошлым летом 30 музыкантов покинули оркестр и ушли в Национальный филармонический оркестр России (НФОР), созданный в прошлом году по инициативе министерства культуры РФ под Владимира Спивакова, бывшего художественного руководителя РНО.

Эта история началась еще в 1999 году, когда Плетнев, основавший РНО в 1990-м, решил оставить обязанности художественного руководителя оркестра и вернуться к фортепьянным концертам и композиторской деятельности. Он пригласил на свое место Владимира Спивакова, известного скрипача и основателя камерного оркестра "Виртуозы Москвы". Для Спивакова это был первый опыт руководства симфоническим оркестром.

Однако Спиваков в роли главного дирижера и художественного руководителя несколько разочаровал: оркестранты жаловались, что он ограничивает их творческий рост, немецкая звукозаписывающая фирма Deutsche Grammophon отказалась работать с РНО под управлением Спивакова. Количество международных гастролей, имеющее ключевое значение для финансового благосостояния коллектива, снижалось.

В сентябре 2002-го, за год до окончания контракта, Спиваков покинул свой пост, ссылаясь на расхождения с руководством оркестра. По его словам, он ушел из РНО, потому что не мог работать под началом бывшего дипломата Сергея Маркова, некомпетентного в музыкальной сфере.

В свою очередь директор Российского национального оркестра Марков выдвигает следующее объяснение. За несколько дней до ухода Спивакова оповестили, что контракт с ним возобновлен не будет. По словам Маркова, приход Спивакова всегда воспринимался как временная мера на период отсутствия Плетнева.

За этим последовал ряд событий, напоминающих нам о советских временах.

Через полчаса после объявления по ОРТ об уходе Спивакова ему позвонил президент Путин и выразил сожаление по поводу произошедшего. Путин сказал, что хотел бы, чтобы Спиваков остался в России, и предложил ему подумать о создании нового оркестра. Потом позвонил министр культуры и предложил создать новый государственный коллектив - в отличии от РНО, являющегося частной организацией.

В январе 2003 года министр культуры Михаил Швыдкой издал указ о создании в Москве нового симфонического оркестра - Российского национального филармонического оркестра (РНФО) - и о назначении Спивакова на пост его художественного руководителя. Для финансирования нового коллектива предоставлялось 2 млн долларов.

Создание нового оркестра, чье название самым недвусмысленным образом почти полностью повторяло название РНО, сопровождалось заявлением Спивакова о том, что лучшие музыканты из РНО составят основу нового коллектива. Многие в Москве восприняли это как попытку подменить один оркестр другим, тем самым получив выгоду от престижа и мировой славы Российского национального оркестра.

Неудивительно, что РНО выразил в связи с таким присвоением чужого брэнда свое негодование, после чего новый оркестр был переименован в Национальный филармонический оркестр России. Теперь Спиваков говорит, что первое название было временным.

Через несколько месяцев после создание НФОР Спивакова назначили директором Московского международного дома музыки (ММДМ) - новый повод для раздоров. Именно на этой новой площадке на берегу Москвы-реки РНО планировал провести серию абонементных концертов 2003-2004 года. Однако после назначения Спивакова условия контракта между ММДМ и РНО были пересмотрены, и в результате два концерта выпали из программы, а оставшиеся пять сохранились на других, менее привлекательных условиях.

РНО не впервые сталкивается с трудностями. История этого оркестра, первого в России независимого и свободного от государственного контроля коллектива, связана с революционными изменениями, последовавшими за распадом СССР. В последние годы перестройки к Плетневу обратились музыканты с предложением о создании самоуправляемого оркестра, финансируемого частным капиталом и свободного от штатных квот и ограничений репертуара, навязываемых коммунистической идеологией.

К РНО быстро пришел успех. Банки и корпорации, в основном западные, но и российские тоже, выстраивались в очередь на право спонсировать коллектив. За ними последовали филантропы и частные фонды. РНО получает поддержку от Гордона Гетти, семей Ротшильдов и Херстов, Эдварда Хита, Хельмута Шмидта и Софи Лорен.

Реакция министерства культуры на успех оркестра у музыкальных критиков за рубежом была в лучшем случае прохладной. Даже теперь, когда РНО стал первым российским оркестром, получившим премию "Грэмми" в феврале 2004-го, представители министерства культуры продолжают окружать все, что связано с РНО, стеной молчания.

Что еще хуже, говорит Марков, так это то, что министерство культуры, создавая НФОР и другие государственные оркестры и оказывая им финансовую поддержку, тем самым формирует неравные условия для РНО. Музыканты, конечно, были заинтересованы перейти в НФОР, привлеченные перспективой трехкратного увеличения зарплаты.

"Мы тоже подняли музыкантам зарплату, - говорит Марков, - но это вызвало дефицит средств. Нам за все приходится платить. Даже за использование слова "Российский" в своем названии".

Несмотря на все это, Плетнев все же вернулся на должность художественного руководителя оркестра. Он говорит, что вернулся, потому что не хотел стать свидетелем провала РНО. Однако Плетнев вернулся в новом качестве - не как главный дирижер, но как один из членов новой дирижерской коллегии. Другие дирижеры, согласившиеся войти в коллегию, это Кент Нагано, Пааво Берглунд, Кристиан Ганш, Владимир Юровский и Александр Ведерников.

Плетнев говорит: хотя сначала его огорчила весть о том, что треть музыкантов покидает коллектив, теперь он очень доволен переменами в обновленном оркестре. Пришло новое поколение молодых музыкантов со свежим взглядом на музыку. Так что "нет худа без добра".

Мстислав Ростропович, дирижировавший РНО во время мартовских концертов в Германии, видит за оркестром большое будущее. Он считает, что смена состава не привела к ухудшению качества исполнения. Обновленный РНО уже провел гастрольные выступления в Австрии, Швейцарии, Германии и США.

Дебют коллектива Спивакова состоялся в сентябре прошлого года. Реакция критиков была неоднозначной. Газета "Известия", например, писала: "Первым же корявым кличем фатума в симфонии Чайковского спиваковский НФОР немедленно проигрывал плетневскому РНО".

Ирония заключается в том, что если бы Плетнев в свое время не пригласил Спивакова на замещение должности главного дирижера и художественного руководителя своего оркестра, то Спиваков вряд ли получил бы свой НФОР. Плетнев согласен, что является в какой-то мере ответственным за ситуацию с созданием НФОР, однако, как он говорит, никакой благодарности от Спивакова он пока не дождался.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru