Архив
Поиск
Press digest
14 мая 2021 г.
18 марта 2005 г.

Эрин Арведланд | The New York Times

McDonald's берется за создание империи недвижимости в России

Самый посещаемый ресторан McDonald's в мире находится не в Америке, а в тысячах миль от нее, на Пушкинской площади в Москве. Это заведение обслуживает 30 тысяч клиентов в день, и там так же многолюдно, как и в первый день открытия - 31 января 1990 года. Меню в принципе такое же, как и в США, плюс пирожки с капустой и некоторые другие русские блюда.

Ресторан на Пушкинской площади важен еще и потому, что он является жемчужиной в короне растущей империи недвижимости, благодаря которой McDonald's попал в группу самых крупных владельцев недвижимости в России.

Другие крупные компании последовали их примеру и начали скупать недвижимость, чтобы утвердиться в стране. И все же в этой сфере случаются и неудачи: три административных здания McDonald's в центре города уже больше года выставлены на продажу.

McDonald's начал приобретать недвижимость в России в начале 1990-х, когда у компании не было возможности конвертировать рубли, которые платили посетители за гамбургеры и молочные коктейли, в другую валюту. Компания вкладывала эти рубли в покупку сельскохозяйственных земельных участков, в строительство административных зданий, оптовой базы и завода в пригороде Москвы. В 1993 году компания построила свое первое офисное здание неподалеку от Кремля. Туда быстро въехали арендаторы, среди которых были Coca-Cola и Upjohn.

Владения ширились, McDonald's открывал новые рестораны, покупал оборудование. Между тем в России очень трудно получить кредиты для предприятия малого бизнеса.

В настоящее время в сети McDonald's в России работает 17 тысяч россиян в 37 городах. Компания планирует открыть 25 ресторанов в этом году, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, и еще 75 - к 2007 году.

Сейчас купить землю в центре Москвы практически невозможно, и McDonald's выиграл благодаря тому, что появился в городе раньше других. "У нас были прекрасные отношения с тогдашним мэром Москвы, и он согласился продать нам участок в центре", - вспоминает Джордж Кохон, основатель McDonald's в России, который убедил советские власти открыть ресторан на Пушкинской площади.

Аналитики недвижимости говорят, что, по самым скромным оценкам экспертов, стоимость 127 ресторанов McDonald's в России вместе с землей, складами и оптовыми центрами составляет порядка 115 млн долларов, хотя эта цифра может оказаться намного выше, если компания сможет продать офисные строения и взять в аренду пространство, в котором нуждается сама. Годовой доход McDonald's в России составил в прошлом году 310 млн долларов.

То, что McDonald's рано застолбил хорошие места в центре, помогает фирме выстоять перед напором других корпораций, проникающих в Россию, в том числе гигантской сети кофеен Starbucks, которая пока только планирует открыть свои точки в Москве. В некоторых отделениях, например на Старом Арбате, McDonald's обустроил небольшие кафе с мягким освещением и разнообразием десертов. Возможно, в качестве упреждающего удара также начали подавать крепкий кофе.

Другие международные компании повторяют их тактику. В 2002 году компания Ikea открыла огромный магазин между главным аэропортом Москвы "Шереметьево" и городским центром. Недавно открылся второй торговый центр. В прошлом году Ikea открыла первый магазин в Казани и планирует охватить еще 10 городов-миллионников.

Россия сейчас - один из наиболее стремительно растущих рынков для McDonald's наряду с Западной Европой и Китаем. Несмотря на некоторые специфические для России сложности, здесь McDonald's не сталкивается с проблемами, которые присущи работе компании на Западе.

Скандальный фильм "Двойная порция" ("Super Size Me"), в котором McDonald's и другие подобные сети быстрого питания обвиняют в пропаганде ожирения, для русских не актуален. Многие из них обожают майонез с 40-процентным содержанием жира. Низкая оплата труда в McDonald's тоже, похоже, их не беспокоит: средняя месячная зарплата в России - 250 долларов.

Некоторые даже утверждают, что McDonald's ассоциируется в общественном сознании с гласностью и перестройкой.

"В магазинах не было еды, - вспоминает руководитель Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимир Малышков, который помогал в организации сделки для ресторана на Пушкинской, - а McDonald's стал предвестником свободы".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru