18 марта 2014 г.

Обзор прессы | The Guardian

Гравитационные волны расскажут, что случилось после Большого взрыва

The Guardian повествует о сенсационном открытии, которое, если его результаты подтвердятся, откроет новую страницу в космологии и физике. Об открытии было объявлено в понедельник в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики (Кембридж, штат Массачусетс, США). Это результат эксперимента Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization 2 (Bicep2), который проводился с помощью телескопа на Южном полюсе Земли.

Первая статья озаглавлена: "Открытие изначальных гравитационных волн знаменует начало совершенно новой эры в физике, заявляют ученые". Обнаружены так называемые "изначальные гравитационные волны", которые можно назвать первыми "толчками" Большого взрыва, поясняет обозреватель Стюарт Кларк.

В чем значение открытия? Во-первых, теперь подтверждены все до одного предсказания Эйнштейна, сделанные им в общей теории относительности в 1916 году. "До сих пор имелись только косвенные доказательства существования гравитационных волн", - говорится в статье.

Во-вторых, исследование гравитационных волн дает надежду на выявление связей между двумя основополагающими теориями современной физики - общей теории относительности и квантовой механикой.

В-третьих, обнаружение этих волн впервые напрямую подтверждает давнишнюю гипотезу. Это так называемая "теория инфляции", согласно которой в первую долю секунды после Большого взрыва Вселенная колоссально расширилась. "Не будь этого внезапного рывка, гравитационные волны не расширились бы в достаточной мере, чтобы стать зримыми", - поясняет автор.

"Обнаружение этого сигнала - одна из важнейших целей космологии сегодня. Мы пришли к этому благодаря огромному труду множества людей", - сказал руководитель проекта BICEP2 Джон Ковач.

Как же удалось увидеть изначальные гравитационные волны? "Они создали волнообразный узор, который называется поляризацией в свете Большого взрыва", - поясняет автор.

При распространении по космосу свет Большого взрыва превратился в микроволны - так называемое "космическое микроволновое фоновое излучение". Прибор Bicep2 был сконструирован для замера их поляризации.

Команда проекта Bicep2 потратила три года на анализ сигналов. "Это было похоже на поиски иголки в стогу сена, но вместо иголки мы нашли целый лом", - сказал еще один руководитель проекта, Клем Прайк из Миннесотского университета.

Если результаты подтвердятся, в распоряжении космологов окажется богатейшая информация об обстановке сразу после Большого взрыва. "Мы сможем замерить всяческие тончайшие нюансы и начнем разбираться, как работает физика в этих крайне экстремальных условиях", - отмечает Эндрю Понтзен (Университетский колледж Лондона).

Коллеги отмечают: команда Bicep2 поработала дотошно, но все же есть риск, что на результатах отразилось некое незаметное искажение сигналов. "Единственный способ удостовериться в их точности - выявить сигнал с помощью других телескопов и космических аппаратов", - отмечает издание.

Во второй статье газета разъясняет, "что такое гравитационные волны". Обозреватель Стюарт Кларк пишет: "Гравитационные волны - это "зыбь", которая переносит энергию по Вселенной". Они в миллион раз мельче атома. "Это что-то вроде миниатюрных волн озера. Издали поверхность озера кажется гладкой, как стекло; и лишь если подойти близко-близко, можно рассмотреть детали поверхности", - поясняет автор.

"Изначальные гравитационные волны", об открытии которых только что сообщили, представляют особый интерес: они возникли в первые моменты рождения Вселенной и несут важнейшую информацию о ее появлении.

"Теперь начинается главная работа", - отмечает Кларк. За почти 100 лет физикам не удалось выяснить, как сочетаются теория относительности и квантовая механика. "Изначальные гравитационные волны возникли, когда гравитация и Вселенная действовали в том же масштабе, где существовали элементарные частицы и другие силы природы", - пишет автор. Он надеется, что гравитационные волны дадут нам ключ к созданию вожделенной "теории всего" (она же "единая теория поля"), пока не существующей.

Источник: The Guardian