По мнению авторов, спонсируемые США нефтяные проекты в Средней Азии могут подвергнуть отношения с Москвой гораздо более серьезным испытаниям, чем кризис в Чечне. Потенциально эти довольно спорные проекты представляют собой хронический источник напряженности.
В рамках проектов сегодня ожидаются существенные подвижки. Речь идет, прежде всего, о предстоящем подписании соглашения между Турцией, Азербайджаном и Грузией, которое должно определить условия привлечения коммерческих инвестиций в сооружение нефтепровода из Баку до турецкого средиземноморского порта Сейхан. Правительства этих стран и Туркменистан намерены также подписать рамочное соглашение о прокладке газопровода из Туркменистана в Турцию через Каспийское море (стоимость проекта оценивается в 2,5-3 млрд. долл.). Коммерческую поддержку проекту готово оказать совместное предприятие с участеим GE Capital, Bechtel, Shell. Хотя проект находится в начальной стадии разработки, он уже может рассматриваться в качестве прямого конкурента "Голубого потока", российско-итальянской схемы поставки российского газа в Турцию.
Очевидно, что американское спонсорство строительства двух трубопроводов преследует прежде всего геополитические цели: вовлечь страны Кавказа и Каспийского региона в орбиту Запада и мировой экономики. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на изоляцию Ирана, диверсификацию источников энергоносителей и уменьшение зависимости от ближневосточной нефти.
В статье отмечается, что все более напористое российское правительство рассматривает оба проекта как попытку вмешательства США в дела российских "задворок".
Американский план нашел своих критиков и на Западе. Бывший высокопоставленный американский дипломат Уэйн Мерри считает, что в поддержке проектов нет никакой политической необходимости, и они явно провокационны по отношению к таким региональным державам, как Россия и Иран.
Впрочем, споры ограничиваются не только политикой. Вызывает вопросы и собственно экономическая сторона проектов. В частности, BP Amoco, лидер Азербайджанского международного нефтяного консорциума, долгое время был скептически настроен в отношении коммерческой целесообразности проекта Баку-Сейхан и лишь недавно изменил свою позицию. Как полагают многие - под жестким давлением Вашингтона.
Нефтяные компании прежде всего задаются вопросом, хватит ли нефти, чтобы сделать проект экономически обоснованным. Оценка нижнего коммерческого порога - около 1 млн. барр. в день, однако и эта цифра недостижима без привлечения дополнительных источников, например, казахстанской нефти. Кроме того, компании полагают, что значительно более привлекательным пунктом назначения мог бы стать крупный иранский терминал на о. Харг, но и здесь встречают жесткую оппозицию Вашингтона.
В качестве явного энтузиаста проектов выступает Турция, имеющая очевидные стратегические интересы. Однако и в Турции некоторые влиятельные фигуры считают, что реализация проектов не должна сопровождаться изоляцией России, и, возможно, проект Баку-Сейхан следовало бы пересмотреть с учетом рооссийских интнресов.