Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 октября 2002 г.

Питер Бейкер | The Washington Post

Расцвет потребительской культуры в Москве

Внешне это немного похоже на Mazza Gallerie, внутри - на Пентагон-сити. В новом современном трехэтажном торговом центре расположены мексиканские и китайские рестораны, есть подземная автостоянка, сто магазинов, где можно купить телевизоры, спорттовары таких компаний, как Speedo и Adidas, и многое другое.

В новом кинотеатре можно посмотреть самые последние фильмы. В конце года здесь будет открыт боулинг, а потом детский центр. Ян Прудны, управляющий директор компании, построившей этот торговый центр, говорит: "Это словно частица США в России".

"Атриум" - не первый торговый центр, построенный в капиталистической России, но, скорее всего, самый американизированный. Доходы населения растут, взрыв частной торговли превращает Москву из серой славянской столицы в город потребительской культуры западного типа. Каждый месяц открывается новый супермаркет. На каждом углу появились кафе. По данным аналитиков, с начала этого года до конца следующего объемы розничной торговли утроятся.

"Россия - одна из немногих мировых экономик, где продолжается бум, - сказал Рональд Нэш, глава исследовательского отдела инвестиционной компании Renaissance Capital. - В течение многих лет рост благосостояния затрагивал только верхушку, теперь его почувствовали и простые люди... Средний класс быстро растет".

Запоздалое появление поколения, у которого есть немного свободных денег, и возникший в результате бум розничной торговли знаменуют собой приход новой эпохи экономической трансформации России.

В первое десятилетие после развала коммунизма богатства скапливались в руках немногих. Например, состояние самого богатого человека России нефтяного барона Михаила Ходорковского оценивается в 7 млрд долларов. Остальная часть населения отставала, возник огромный разрыв между верхами и низами общества. Финасовый кризис 1998 г. стал очередным препятствием для развития среднего класса. Многие потеряли свои сбережения из-за девальвации рубля.

Но последние два года экономика восстанавливается, и благосостояние россиян повышается. Весной этого года средняя зарплата достигла докризисного уровня. В этом году покупательная способность москвичей повысилась на 25%.

Средняя зарплата по Москве достигла 500 долларов, что пока мало по западным стандартам. Однако 2,5 млн жителей столицы зарабатывают 1720 долларов в месяц. Аналитики считают местный потребительский рынок самым многообещающим от Токио до Европы.

Кроме того, поскольку экономика пока еще не реструктурирована полностью, большинству россиян не приходится выплачивать огромные суммы за жилье, аренду, коммунальные услуги. В результате они могут свободно тратить 80% своей зарплаты, в то время как жителям запада остается лишь 45%. Россияне по-прежнему не доверяют банкам и предпочитают тратить деньги, а не копить их на будущее.

Многие специалисты говорят, что реальные доходы выше официальных оценок, потому что значительные средства вращаются в теневой экономике. Например, средний посетитель магазина ИКЕА в России тратит столько же средств, сколько средний посетитель такого же магазина в Швеции.

До последнего времени московский рынок был резко разделен на роскошные магазины и лавки для дешевых, некачественных товаров. Богатые могли ходить в бутик Christian Dior, покупать меха в торговом комплексе на Манежной площади, драгоценности в Tiffany & Co. Остальные приобретали продукты на открытых рынках, нижнее белье и видеокассеты в переходах.

Сигналом к приходу новой эпохи стало появление первого торгового комплекса ИКЕА в 2000 г. В день открытия его посетили 40 000 москвичей. Комплекс быстро стал самым популярным из всех магазинов компании в мире. Прошлой зимой шведские владельцы открыли еще один магазин, а сейчас планируют вложить 200 млн долларов в новый торгово-развлекательный комплекс, который откроется в декабре.

На рынке розничной торовгли конкурируют между собой не только иностранные компании. Крупнейшая российская сеть магазинов "Перекресток" собирается открыть еще два супермаркета в Москве, а также офисный центр. Говорят, что есть планы построить супермаркет на территории самого Кремля.

По оценкам аналитиков, в этом году площадь всех торговых площадок в Москве достигнет 9,7 млн кв. м. Пока российская столица отстает от европейских лидеров. В Берлине на душу населения приходится 2250 кв. м торговой площади, в Лондоне - 3000, в Париже - 4300. В Москве в прошлом году это число составляло 430 кв. м, а к следующему вырастет до 1400. Кроме того, аренда торговой площади в центре Москвы очень высока. Российская столица занимает третье место в списке самых дорогих розничных рынков Европы.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru