Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 апреля 2010 г.

Эндрю И.Крамер | The New York Times

Восстанию в Киргизии предшествовало применение Россией "мягкой силы"

Незадолго до восстания в Киргизии на новостных сайтах появилась серия разоблачительных материалов, в которых родственники Бакиева обвинялись в хищении денег из госказны, пишет The New York Times. "Это утверждение затронуло болезненную для нищей страны тему и подстегнуло оппозицию", - отмечает корреспондент Эндрю И. Крамер.

Когда же власти в ответ заблокировали доступ к этим сайтам, запротестовали не только организации типа Freedom House, но и МИД Российской Федерации ("неожиданный поборник свободы СМИ в интернете", замечает автор). Но это не изменение подхода к свободе прессы - в самой России она по-прежнему подавляется. Позиция России в Киргизии, видимо, является новой тактикой в отношениях с бывшими республиками СССР, которые Москва рассматривает как часть своей сферы влияния. Поддержка свободы слова - в данном случае для борьбы с нежелательным лидером - была лишь одним из элементов крупной закулисной игры, которая после восстания, возможно, поможет России завоевать влияние на новое правительство Киргизии, утверждает газета.

По мнению автора, Россия усвоила уроки "цветных революций", в ходе которых Запад открыто поддерживал оппозиционные элитарные группы и свободную прессу. Как выразился неназванный американский дипломат, в Киргизии Россия "устроила цветную революцию своего собственного цвета". Российское влияние наверняка скажется на выборах постоянного правительства Киргизии, считает издание. "Москва развивает связи с оппозиционными деятелями Грузии и Белоруссии", - добавляет корреспондент.

Александр А.Князев, экс-директор филиала Института стран СНГ в Бишкеке, утверждает, что он организовывал встречи киргизских оппозиционеров сначала с относительно малозначимыми российскими депутатами, затем и с влиятельными деятелями РФ. В марте Роза Отунбаева, если верить Князеву, предостерегла российскую сторону, что в Киргизии назревают массовые акции протеста. "Неясно, сообщила ли российская сторона Отунбаевой, что берет на себя какие-либо определенные обязательства, но в тот момент Москва уже оказывала нажим на правительство Киргизии" - например, повысила пошлины на экспорт нефтепродуктов, и рост цен усугубил недовольство, утверждает газета.

США не знали, как реагировать на эту тактику: чтобы обуздать российское влияние, США были бы вынуждены публично одобрить закрытие газет и блокирование новостных сайтов, поясняет газета со ссылкой на анонимного американского дипломата в Бишкеке. В начале апреля некий оппозиционер пришел в посольство США и уведомил: "В среду начнется революция". И все же результаты нельзя считать однозначными для России: во временное правительство Киргизии вошли и фигуры, тесно связанные с США. Российско-американский поединок за влияние возобновился.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru