Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 августа 2002 г.

Манфред Квиринг | Die Welt

"Америка потерпит в Афганистане фиаско"

- США и некоторые европейские государства вот уже нескольких месяцев воюют в Афганистане. Вы в восьмидесятые годы были там командующим 40-й армии. Как вы оцениваете ситуацию?

- Я считаю, что любая страна, которая вмешается в дела Афганистана, потерпит полное фиаско. Афганцы не приемлют никакого вмешательства со стороны других государств. В их сложной племенной структуре центральная власть всегда имела лишь символическое значение, и то только в отдельных городах.

- То есть вы не видите никаких шансов на успех антитеррористической операции?

- Я не одобряю американскую антитеррористическую политику, я также против вовлечения в нее России. Я не согласен с лозунгом Буша: "Кто не с нами, тот против нас". Имеет смысл, скорее, искать корни терроризма в экономике. Почему некоторые страны и организации проповедуют террор? Основная причина, по моему мнению, в том, что Америка стремится к мировому господству и пытается навязать другим свой образ жизни и свою систему ценностей. Россия не должна быть в кильватере этой политики.

- От кого сегодня, по вашему мнению, должна защищаться Россия?

- Противником, прежде всего, является НАТО во главе с США. Это не враг, но до тех пор, пока Россия не является членом НАТО, это потенциальный противник. Потому что, если в нашей стране начнутся социальные процессы, которые не понравятся НАТО и США, они могут использовать превентивные меры с участием своих вооруженных сил. Там заинтересованы, чтобы Россия, как и сегодня, оставалась сырьевым придатком.

- Во время президентства Владимира Путина мы наблюдаем отчетливое сближение России с Западом. Как вы, будучи военным, относитесь к этому?

- Я смотрю на это положительно. Однако Россия ? это своеобразная евразийская цивилизация. Наш государственный символ ? двуглавый орел: одна голова смотрит на Запад, другая ? на Восток. Поэтому политика России должна быть уравновешенной. Связи с Западом не могут развиваться в ущерб нашим отношениям с Востоком. И наоборот. Я сторонник идеи многополярного мира. Никто не может диктовать другим государствам свою волю. Ведь это несправедливо, что США, где проживает только 5% населения, потребляют 40% мировых природных ресурсов.

- Недавно президент Путин сказал, что российский офицерский корпус подталкивает его в направлении Запада.

- Путин сам этому не верит. Офицеры больше волнуются о своем существовании, им просто не до этого. Очень многие вообще не интересуются политикой. При этом у России есть интересы в регионах, которые, возможно, уже скоро войдут в состав НАТО: в Прибалтике, в Калининграде, на Украине. Россия имеет свои национальные интересы во всех бывших республиках Союза, так как там живут наши соотечественники, которых надо защищать от дискриминации.

- Но и у других есть свои национальные интересы, например, у эстонцев. Что будет делать Россия, если они войдут в НАТО?

- В международных отношениях, как и в личной жизни, принято общаться только с себе равными. Однако если находишься в таком состоянии, как Россия, то получается не переговорный процесс, а лишь его имитация. Мы очень хорошо понимаем, почему нас включили восьмыми в группу ведущих индустриальных государств: мы ? большая страна с ядерным оружием, огромными запасами природных ресурсов, сильным военным и экономическим потенциалом. Однако если выкачать из страны всю нефть и весь газ, если Россия просто превратится в географическое название, нас никуда больше не пригласят, никто не будет с нами считаться.

- Разговоры вокруг расширения НАТО на Восток практически затихли. Интересует ли это еще хоть кого-нибудь из военных?

- Это последствия информационной войны, жертвой которой стал уже СССР. Информационная война продолжается и сегодня, в то время как нашему обществу внушается мысль, что НАТО ? это благо. Мне, напротив, кажется, что НАТО когда-нибудь могло бы использовать Россию для того, чтобы в Китае произошло то же, что случилось в Советском Союзе.

- Вы критиковали договоры о разоружении времен Горбачева. Что вы думаете о подписанном недавно Путиным и Бушем договоре о дальнейшем сокращении стратегических вооружений?

- Я всегда был сторонником сокращения ядерного оружия, но таких договоров, как СНВ-I и СНВ-II, которые дают односторонние преимущества американцам. Тогда я оказывал давление на Ельцина, чтобы сокращать наши ядерные арсеналы в одностороннем порядке, сохраняя при этом самое действенное оружие ? расположенные в бункерах ракеты с разделяющимися боеголовками. Это стало причиной того, что американцы стали добиваться моей отставки с поста министра обороны. Новый договор малоконкретен, я его просто не понимаю.

- Глава Генштаба России Анатолий Квашнин недавно назвал положение российских вооруженных сил "сверхкритичным". Не преувеличивает ли Квашнин?

- Если офицер не получает соответствующей зарплаты, он начинает размышлять над тем, как достать деньги, чтобы прокормить свою семью. Служба превращается в имитацию, так как он думает только о том, где можно подзаработать. Масса офицеров подрабатывает в коммерческих структурах, что, собственно, запрещено законом. Или присваивает боеприпасы, оружие, собственность армии. Они продают это на черном рынке или связываются с уголовниками. Совершается множество преступлений и самоубийств. Армия разваливается.

- Но ведь в последнее время офицеры, так по меньшей мере утверждает президент Путин, регулярно получают свои деньги?

- Да, но доходы младших офицеров ниже прожиточного минимума. Смотрите, что я получаю как бывший министр обороны и армейский генерал: 4252 рублей как бывший министр плюс выплаты за выслугу лет и за звание. В целом получается 8245,79 рубля, всего около 275 евро! При этом в России есть государственные служащие, которые получают 10 000 долларов в месяц, это же ненормально! Недавно я в Чебоксарах спрашивал крестьян о их заработках. 200 рублей, говорили они, но когда они получили их в последний раз, никто не помнит. Если с людьми обращаются, как со скотиной, то в обществе не может быть никакого согласия.

- Существует ли опасность, что вооруженные силы могут выйти из-под контроля?

- Голодная недовольная армия становится для собственного государства опаснее возможного противника. Она разлагается. Наше государство в большой степени криминализовано, армия способствует этому. Офицеры, чтобы выжить, идут на преступления. Армия становится частью криминальных структур, поставляя криминальному миру свои кадры. Существует множество примеров того, что убийцы и бандиты прежде были кадровыми офицерами.

- Тем временем положение военных несколько улучшилось...

- Да, но военное образование, тренировочные полеты, выход море, стрельбы ? все это стремится к нулю. Техника устарела и почти что не обновляется. При этом быстрее всего устаревает именно военная техника. Однако предприятия ВПК либо вовсе не работают, либо производят то, что им самим кажется полезным. В чрезвычайных обстоятельствах страна более не способна мобилизовать свою экономику для выполнения военных задач.

- Но у российского государства нет денег, чтобы выполнять все требования военных.

- Я с этим не согласен. Деньги есть. Каждый месяц в западные банки уходит не менее 2 млрд. долларов, каждый год ? от 20 до 30 млрд. Это почти соответствует целому годовому бюджету! И все это уходит из государства. Президент страны, он же главнокомандующий, должен иметь политическую волю, чтобы найти деньги для армии.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru