Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 августа 2004 г.

Редакция | The New York Times

Цена олимпийского золота

Золото, которое идет на изготовление олимпийской золотой медали - мечты любого олимпийца, стоит меньше 100 долларов. Но для спортсменов получить эту медаль - все равно что сорвать джек-пот. Особенно для спортсменов из развивающихся стран.

Румынские спортсмены, выигравшие золотые медали, получат премию в 50 тысяч долларов, не облагаемую налогами. Это в два раза больше, чем получат американские чемпионы. Новое правительство Ирака пообещало 25 тысяч долларов за каждое золото. А победитель из Кении получит телевизор с плоским экраном и стиральную машину, плюс наличные. Правительства, национальные олимпийские комитеты и различные корпорации работают на то, чтобы боевые трофеи спортсменов не казались жалкими крохами.

Это часть древней традиции. Начиная приблизительно с 500 года до н. э. победители Олимпиады получали 500 драхм - это было целое состояние. К тому же до конца дней их бесплатно кормили и пускали на первые ряды театров.

Но современные спортсмены и тренеры испытывают смешанные чувства по поводу олимпийских золотых гор.

Румынские гимнастки, завоевавшие олимпийское золото в командном соревновании, получат по две машины, бесплатное высшее образование и пожизненную правительственную ренту в придачу к 50 000 долларов премии. В стране, где средняя ежемесячная зарплата составляет всего 170 долларов, это настоящее богатство, о котором большинство румын могут только мечтать.

Но Октавиан Белу, тренер женской команды, думает, что у премий за олимпийскую победу есть оборотная сторона: спортсмены уходят из спорта после первой же своей Олимпиады. Большинству чемпионов еще нет двадцати, и тренера расстраивает, что в его команде нет многократных участников Олимпиады, таких как 25-летняя дива из России Светлана Хоркина.

"Они забирают свою награду и уходят, - говорит он. - Для меня это настоящая трагедия".

Однако суммы олимпийских наград растут, особенно в развивающихся демократиях Восточной Европы, для которых национальный престиж играет все возрастающую роль.

Украина удваивает премию золотым медалистам по сравнению с Олимпиадой 2000 года в Сиднее. Каждый победитель получит от правительства 100 тысяч долларов и квартиру в Киеве. Премьер-министр Украины Виктор Янукович, возглавляющий и Олимпийский комитет страны, сказал, что Украина надеется войти в список 15 лучших стран по итогам Олимпиады и выиграть при этом по меньшей мере пять золотых медалей.

Российские чемпионы, завоевавшие золото, могут получить до 250 000 долларов. Правительство заплатит необлагаемые налогами 50 000, но Олимпийский комитет Российской Федерации настойчиво предлагает компаниям принять участие в выплате еще 100 000 долларов за золото или 200 000 долларов в случае, если для чемпиона это последняя Олимпиада. Россияне, на пути к золотой медали установившие новый мировой рекорд, получат 50 000 долларов дополнительно.

Олимпийский комитет США предлагает за золото всего 25 000 долларов, за серебро - 15 000 и за бронзу - 10 000. Ассоциация американских пловцов добавит по 25 000 за золотые медали по плаванию. Но в любом случае наиболее известные и телегеничные из американских чемпионов получают бонус в виде выгодных рекламных контрактов, в развивающихся странах это редкость.

Но дело не всегда в деньгах.

Иранский тяжеловес Хусейн Резазаде, заслуживший славу самого сильного человека в мире, подняв вес, равный весу трех холодильников, на Олимпиаде в Сиднее, является еще и гражданином Греции. Но когда Греция предложила ему 20 000 долларов в месяц за то, чтобы он выступал за них, он отказался, сказав, что он предан родине.

Когда тайская тяжелоатлетка Удомпорт Полсак в воскресенье завоевала золото, заместитель премьер-министра Таиланда пообещал вручить ей 24 000 долларов из своих собственных денег и несколько фирм предложили выступать ее спонсорами. Но самой высокой ценой за ее победу было то, что ее отец и дед приняли обет в буддийском монастыре - в благодарность за исполнение мечты.

Иракский Олимпийский комитет, восстановленный силами Международного Олимпийского комитета всего полгода назад, пообещал за золотые медали своим спортсменам 25 000 долларов, хотя им может потребоваться финансовая помощь, чтобы выполнить это обещание. В Афинах сейчас 25 спортсменов из Ирака, в том числе футбольная команда в составе 18 человек.

Филиппины, ни разу не завоевывавшие олимпийского золота, так сильно этого хотят, что предлагают премию в 125 000 долларов. Зато крохотная Албания, одна из беднейших стран Европы, не может себе позволить больше 10 000.

Во многих концах мира золотая олимпийская лихорадка имеет один большой недостаток: если надежда на олимпийскую славу умирает, перспективы обеспеченной жизни умирают вместе с ней.

Известная румынская гимнастка Иоанна Петровчи, завоевавшая на чемпионате мира в 2002 году серебряную медаль за упражнения на разновысоких брусьях, в прошлом году вынуждена была покинуть спорт из-за грыжи межпозвоночных дисков, полученной во время тренировок.

"Самым тяжелым было разочаровывать родителей", - сказала она в интервью.

Со слезами на глазах она рассказала, что надеялась получить золотую медаль в Афинах и тем самым обеспечить пожизненное финансовое благополучие для своей семьи.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru