Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 августа 2005 г.

Александр Седр | Le Figaro

Москва спешит на помощь Тегерану

Недавний новый всплеск напряженности между Тегераном и мировым сообществом косвенно высветил двойственность позиции Москвы по вопросу об иранском ядерном "досье". В среду Кремль заявил, что он против любого силового решения. Он считает "контрпродуктивным и опасным использование в Иране силовых методов, тяжелые последствия которых вряд ли кто может предсказать". Москва настаивает на продолжении "экспертных консультаций и дипломатических переговоров". В этом коммюнике министерство иностранных дел дало ясный ответ американскому президенту Джорджу Бушу, который в прошлую пятницу заявил, что не исключает силового "решения".

До сих пор на обоих берегах Атлантики демонстрировалась общность позиций по данному вопросу. Так, Кремль быстро присоединился к протестам Вашингтона и "тройки" (Париж - Берлин - Лондон), ведущей переговоры с Тегераном от имени Европейского союза с тех пор, как Иран возобновил свою деятельность в ядерной области.

"Мудрым решением было бы безотлагательное прекращение начатых работ по конверсии урана и продолжение тесного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ в снятии остающихся к иранской ядерной программе вопросов", - заявил российский МИД. Проявив тем самым солидарность с европейской и американской позицией - солидарность, которую Россия подтвердила делом: она поддержала резолюцию, принятую в прошлый четверг МАГАТЭ, которое призвало Иран прекратить работы.

Сам по себе этот призыв к порядку мог быть интерпретирован как ужесточение позиции Москвы в отношении Тегерана. Долгие годы две столицы были союзниками в области мирного атома, поскольку Россия обязалась помогать Ирану в развитии его энергетики. Иранское "досье" даже стало предметом спора между Москвой и Вашингтоном, поскольку американская администрация подозревает Иран в том, что за его гражданской программой скрываются военные амбиции.

"Однако в дальнейшем Москва стала проявлять прагматизм", - отмечает эксперт журнала Moscow Defense Brief Андрей Фролов, который не исключает, что в перспективе Кремль может поддержать гипотетические санкции ООН против Ирана. "Этот прагматизм проявился не сегодня, а еще в тот момент, когда Россия потребовала строгих гарантий по Бушеру". Эксперт имеет в виду АЭС на юге Ирана, который должен вступить в строй в 2006 году: реактор для нее, имеющий мощность в 1000 мегаватт, сооружает российская государственная компания "Атомстройэкспорт". Речь идет о крупном коммерческом контракте в 800 млн долларов. Защищая этот проект, Кремль фактически встал на защиту Тегерана. Но под давлением американцев и европейцев Россия настояла на гарантиях того, что гражданский проект не превратится в военный, потребовав предоставления ей контроля над деятельностью АЭС и репатриации в Россию отработанного ядерного топлива (ввозимого из той же России). Некоторые эксперты предупреждают, что эти перевозки представляют экологическую угрозу и угрозу безопасности: вагоны, везущие ядерное топливо, могут быть захвачены террористами или стать мишенью потенциальных терактов.

Напряженность между Москвой и Вашингтоном возникла вновь после избрания в июне президентом Ирана радикала Махмуда Ахмади Нежада. Российский президент Владимир Путин тепло поздравил его, а его администрация уже предложила ему укреплять сотрудничество в атомной сфере. Уже планируется сооружение, помимо Бушера, других атомный электростанций. Кремль настаивает на том, что это сотрудничество не будет выходить за рамки международных соглашений. Читай: речь идет исключительно о гражданских программах.

Но западные наблюдатели вновь обеспокоены. Тем более, что Москва, стремясь укреплять экономические связи (торговый оборот между Ираном и Россией превышает 2 млрд долларов), параллельно собирается заключать новые военные контракты. Уже идут переговоры о модернизации трех иранских подводных лодок. В 90-е годы Россия уже поставляла ИРИ обычное вооружение. Если они будут заключены, новые военные контракты неизбежно вызовут раздражение Вашингтона. И поставят под вопрос политику Кремля в области борьбы с международным терроризмом: разве не существует опасности, что иранское вооружение - обычное или нет - однажды попадет в руки мусульманских фанатиков?

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru