Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 декабря 2006 г.

Франк Нингуйзен | Süddeutsche Zeitung

326 кг холодной войны в зеленых контейнерах

Материал, из которого планировалось делать атомные бомбы: уран военного назначения через 50 лет возвращен из Дрездена в Россию

Понедельник, 2:30. Прямо посреди леса открываются массивные стальные ворота, и нарастающий шум мотора пронизывает спокойную холодную зимнюю ночь. 35 полицейских машин, прокладывающих дорогу серебристо-серому грузовику, образуют мерцающую голубым светом цепочку. Они едут мимо толстой бледно-голубой решетки, мимо защитного вала из массивных бетонных блоков, смонтированных друг с другом как элементы пазла, способного противостоять даже удару наполненного взрывчаткой грузовика. Это антитеррористическая борьба. Даже здесь, в саксонской лесной идиллии, всего в 15 км от дрезденской Фрауэнкирхе.

До недавнего времени за стенами закрытого центра ядерных исследований в Россендорфе находилось 326 кг урана, который круглосуточно охранялся тремя дюжинами сотрудников. 268 кг - это обогащенный уран, которого хватило бы по меньшей мере на 4 атомные бомбы. И вот, спустя почти 50 лет после того, как сюда был доставлен этот груз из Советского Союза, машины с этим слаборадиоактивным материалом снова проезжают через главные ворота. Экспертам потребуются три дня, чтобы перевести этот деликатный груз на новое место. В зеленых спецкостюмах, в защитных масках и белых перчатках они упаковывают этот урановый стрежень, длиной около метра, в 18 стальных контейнеров из России. Туда радиоактивный груз и направляется. В двух российских ядерных центрах, в приволжском городке Димитровград и в подмосковном Подольске в ближайшие месяцы будет проведено обеднение урана. После этого уран не будет пригоден для создания ядерного оружия. Этого хотели американцы, с этой целью они были даже готовы выделить 25 млн долларов на модернизацию российских ядерных хранилищ.

Уже давно политическое взаимопонимание между Россией и США не было на столь низком уровне, как сегодня. Они стали конкурентами в Центральной Азии и на Кавказе, они спорят о свободе слова и по поводу демократических ценностей. Речь идет о новом похолодании в отношениях, однако за кулисами сотрудничество между двумя державами остается надежным и прочным. "Все по высшему разряду, мои российские коллеги достойны только комплиментов", - говорит американец Эндрю Бинявски из Национального агентства США по ядерной безопасности, который совместно с властями Германии и инспекторами из МАГАТЭ обеспечивает безопасность передвижения радиоактивного груза. Более 2 лет назад правительство США объявило о старте программы под названием "Глобальная инициатива по снижению угрозы распространения ядерных материалов" (Global Threat Reduction Initiative), в рамках которой американское правительство планирует защитить мировое сообщество и, в первую очередь, свою страну от атак террористических групп. Только за прошлый год эксперты МАГАТЭ зафиксировали 103 случая контрабанды или "неавторизированного обращения" с ядерными или радиоактивными материалами. И с точки зрения американцев в каждом таком случае речь идет о небольшом апокалипсисе.

В этой связи Вашингтон заключил с Москвой соглашение. США платят деньги, а Москва собирает по всему миру тот уран, которым Советский Союз снабжал реакторы исследовательских центров в дружественных государствах. Например, в Ливии, Казахстане, Польше, Румынии, Венгрии, Сербии - и в ГДР, в Дрездене-Россендорфе. Это уже 12-я по счету транспортировка необлученного, но обогащенного урана в рамках американской программы. Однако впервые груз отправляется самолетом из Германии, а его объем гораздо больше, чем всех предыдущих вместе взятых. "Никогда прежде в Россию не возвращалось такого количества обогащенного урана", - утверждает Бинявски.

Спецслужбы Германии оправдали в этой связи свое название. Они оповестили СМИ о дне ядерного конвоя всего за несколько часов до начала отправки груза в дрезденский аэропорт. Сам Удо Хельвиг, ответственный за ликвидацию остановленного в 1991 году экспериментального ядерного реактора, все время повторяет: "Я не могу назвать вам точного времени, я сам этого не знаю".

Американские и венские эксперты из МАГАТЭ несколько обеспокоены, поскольку во время предыдущих транспортировок урана из других стран общественность была поставлена в известность только после того, как радиоактивный груз был уже доставлен в Россию. Существует страх перед протестами, блокадами и террористическими атаками. Эксперт по проблемам экологии от партии "зеленых" в саксонском ландтаге Йоханнес Лихди назвал транспортировку расщепляемого урана самолетом "жуткой идеей". Однако федеральное ведомство по радиационной защите одобрило транспортировку, поскольку даже в случае крушения самолета груз на его борту не пострадает. Кроме того, земельное правительство обрадовано тем, что опасный уран наконец покидает территорию федеральной земли. В случае более длительного хранения урана в Россендорфе потребовалось бы модернизировать технологии по обеспечению безопасности, а так Саксония сможет экономить более 1 млн евро в год. Подобные перспективы стали причиной определенной щедрости. Впервые расходы по транспортировке взяли на себя не США, а земля, с чьей территории вывозился уран.

Однако все это лишь ничтожно малая форма баланса. США, которые считают себя потенциальной мишенью атаки негодяев из окружения "Аль-Каиды", делают свои расчеты. "С каждым килограммом возвращенного в Россию и обедненного там урана уменьшается количество радиоактивного материала, до которого могут добраться террористы, - говорит Эндрю Бинявски. - Это шаг навстречу более безопасному миру". Другие полагают, что мир стал бы безопаснее, если бы серебристо-серые грузовики развернулись бы обратно к стальным воротам Россендорфа. Один дрезденский союз считает, что уран не должен возвращаться в Россию. По дороге к аэропорту группе демонстрантов удалось на одном из перекрестков заблокировать проезжую часть парой автомобилей. Колонна остановилась на несколько минут, но затем продолжила свой путь.

На борт самолета

Грузовикам потребовалось около часа, чтобы добраться от ядерного центра в Россендорфе до дрезденского аэропорта, расположенного в 10 км. Там уже в полной готовности стоял четырехдвигательный реактивный самолет и команда из 15 россиян, которые должны доставить радиоактивный материал в Россию. Одиноко стоящий на летном поле самолет - это бело-голубой Ил-76 с надписью "Волга-Днепр", едва освещенный слабыми прожекторами. И вот груз подвозят. 18 контейнеров выставляются на платформу и подвозятся к грузовому отсеку. Каждый контейнер фотографируют, сотрудники МАГАТЭ проверяют печать, и только после этого груз при помощи крана поднимают на борт. Еще только около 8 утра, день лишь начинается, а русские, американские, немецкие и венские эксперты наблюдают, как самолет отрывается от взлетно-посадочной полосы - и уран навсегда покидает Германию.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru