19 февраля 2008 г.

Роджер Хайфилд | The Telegraph

"Адская лягушка" пожирала маленьких динозавров

Обнаруженная на Мадагаскаре жаба размером с надувной мяч, которую окрестили "адской лягушкой", некогда могла питаться детенышами динозавров и другими мелкими животными.

По окаменелым останкам, возраст которых составляет 70 млн лет, исследователи воссоздали образ "слегка приплюснутой лягушки размером с надувной мяч" - ее назвали Вельзежабом (Beelzebufo, Лягушка-дьявол).

Раньше считалось, что подобные существа обитали лишь в Южной Америке, однако совершенное открытие подкрепляет теорию о том, что Мадагаскар, Индия и Южная Америка до конца эпохи динозавров (примерно 65 млн лет назад) представляли собой единый суперконтинент.

Животное напоминало существующих в наше время рогатых лягушек (Ceratophrys) - у нее было приземистое тело, крупная голова и широкий рот с десятками маленьких зубов.

Длина тела животного без учета лап составляла до 16 дюймов (40 см) - больше мяча для регби. Весила жаба около четырех килограммов - в два с лишним раза больше, чем ее ныне живущие сородичи.

Окаменелость исследовали ученые из Университетского колледжа в Лондоне и Университета Стони-Брук в Нью-Йорке.

Выводы по итогам работы специалисты опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые полагают, что данная лягушка жила бок о бок с плотоядными динозаврами, травоядными крокодилами и с гигантскими змеями, очень непохожими на животных, населяющих современный Мадагаскар.

Профессор Сюзан Эванс, изучавшая "адскую лягушку" вместе с доктором Марком Джонсом в Университетском колледже, говорит: "Эта лягушка, похожая на современных рогатых лягушек, по габаритам была сравнима с чуть приплюснутым надувным мячом, у нее были короткие лапы и большой рот. Если она, как и современные рогатые лягушки, была агрессивна и охотилась из засады, то для маленьких животных она являлась опасным хищником".

"Вероятнее всего, ее рацион состоял из насекомых и небольших позвоночных наподобие ящериц, но нельзя исключать, что Вельзежаб пожирал только что вылупившихся из яйца динозавров".

История о необычных лягушках с Мадагаскара вызвала жаркие дебаты. Масла в огонь споров подливает то, что связанных с ними палеонтологических находок практически нет.

"Открытая нами лягушка удивительным образом отличается от тех, что живут на Мадагаскаре сегодня, и напоминает рогатых лягушек, которые прежде считались эндемиками Южной Америки. Данная находка подкрепляет спорную идею о том, что Мадагаскар, Индийский субконтинент и Южная Америка были связаны до конца мелового периода".

"Она же позволяет предполагать, что первоначальное распространение подобных животных началось раньше, чем полагали еще недавно", - поясняет профессор Эванс.

Ранее исследователи выявили сходство между динозаврами, млекопитающими, птицами и крокодилами трех указанных регионов.