Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 февраля 2009 г.

Чарльз Кловер | Financial Times

Смерть, о которой рассказано вновь

Показания свидетелей по делу об убийстве Анны Политковской указывают на тесные связи между сотрудниками ФСБ и шайкой преступников, которая, как предполагается, взяла на себя роль исполнителей убийства, утверждает The Financial Times. Например, как удалось узнать корреспондентам газеты из материалов судебного дела, в 2007 году подполковник Рягузов признал в своих показаниях, что его друг, экс-глава администрации одного из районов Чечни Шамиль Бураев попросил у него адрес Политковской и другую информацию. Однако, отмечает журналист Чарльз Кловер, недавно Рягузов отозвал эти показания, утверждая, что дал их под давлением. "Еще ранее с Рягузова были сняты обвинения в соучастии в убийстве Политковской, но его продолжают обвинять в соучастии в нападении на некого бизнесмена в 2002 году", - пишет газета.

По мнению автора, судебный процесс над предполагаемыми соучастниками убийства Политковской - это беспрецедентная возможность заглянуть в темный мир коррупции, пронизавшей правоохранительные органы. Показания свидетелей, которыми располагает сторона обвинения (журналисты FT ознакомились с этими документами), указывают на то, что к делу, возможно, имела отношение группа соучастников, в которую входили отставные и действующие сотрудники правоохранительных органов, как минимум один агент ФСБ, предполагаемый главарь чеченской банды, в данный момент отбывающий тюремное заключение за покушение на убийство, и три его племянника. Не все из них проходят по делу в качестве ответчиков, поясняет газета.

"Главная проблема в том, что роль ФСБ во всей этой истории не совсем ясна и недостаточно объяснена", - сказал в интервью один из редакторов "Новой газеты", Сергей Соколов. Подчеркнув, что не подозревает в организации убийства саму ФСБ или государственный аппарат, Соколов заметил: "Можно предполагать, что ФСБ настолько коррумпирована и столь долго вела игру силами своих агентов в кругах преступников и бандитов, что невозможно по-настоящему разобраться, кто кем руководит, кто чьи приказы выполняет".

Предполагаемый вербовщик исполнителей убийства - Сергей Хаджикурбанов - в 2003 году ушел в отставку из УБОПа, отмечает газета. "Согласно результатам расследования, проведенного "Новой газетой" и представленного в суд в качестве свидетельских показаний, он получил поручение от чеченского киллера Лом-Али Гайтукаева, который сам получил заказ на убийство Политковской, но не смог его выполнить, так как был арестован и осужден по другому делу", - пишет издание. Причем, по данным газеты, существуют доказательства того, что Гайтукаев являлся агентом ФСБ, а его куратором был подполковник Рягузов - человек, который, по версии обвинения, предоставил убийцам адрес Политковской и другие данные о ней из архивов ФСБ.

Ключевым свидетелем обвинения автор называет Дмитрия Павлюченкова - полковника ОПУ, который, по его собственным словам, дружил с подсудимыми с 2003 года. "Эти друзья рассорились и закладывают друг друга направо и налево, дают показания друг на друга", - комментирует журналист "Новой газеты" Сергей Канев, занимающийся расследованием убийства.

Сотрудники правоохранительных органов сплошь и рядом совмещают службу в своих ведомствах с работой на частный бизнес, в том числе на криминальный, заявил в интервью бывший сотрудник ФСБ Кирилл Кабанов, ныне возглавляющий неправительственную организацию под названием "Национальный антикоррупционный комитет". "В России работа в государственных органах - это не госслужба, а новый вид феодальных вассальных отношений. Твой начальник - это твоя "крыша". Он дает тебе работу, ты перед ним в долгу, ты его слуга, а не слуга государства", - пояснил он.

Возвращаясь к судебному процессу, издание отмечает: "Одно из главных препятствий, с которым столкнулась сторона обвинения - нежелание ФСБ ей помогать". К примеру, в материалах дела сообщается, что представитель ФСБ, сославшись на приказ своего руководства, отказался назвать имена сотрудников отдела, где кто-то пытался получить из базы данных сведения о Политковской. Тем не менее, как полагает автор, сторона обвинения старается не упоминать о ФСБ: например, не спрашивает, как предполагаемый убийца Рустам Махмудов обзавелся фальшивым удостоверением личности и каким образом он избегал ареста, хотя с 1997 года его разыскивали по подозрению в похищении человека. Согласно показаниям в суде Сергея Соколова, ему известен как минимум один случай, когда Рустам Махмудов под тем же фальшивым именем выполнял функции информатора для полковника Рягузова, сообщает издание.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru