Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 января 2005 г.

Дмитрий Шлапентох | The Korea Herald

Конец эпохи русских революций?

Ровно 100 лет назад, в январе 1905 года, толпа рабочих подошла к Зимнему дворцу - резиденции царя в Санкт-Петербурге. Рабочие хотели попросить "наместника Бога на земле" улучшить условия их жизни.

По рабочим открыли огонь солдаты, и сотни рабочих были убиты или ранены. Это массовое убийство вызвало шок и в России, и на Западе. Газета The New York Times посвятила целый номер этой трагедии.

Расстрел мирной демонстрации, получивший название "Кровавое воскресенье", в сочетании с разгромом России в Русско-японской войне (первый случай в современной истории, когда европейцы потерпели поражение от другой нации) стал предпосылкой для революции 1905-1907 годов. Она стала первой в череде революций и различных пертурбаций, характеризующих российскую действительность с тех дней и до настоящего времени.

При советском режиме, годовщина Кровавого воскресенья отмечалась с большой помпой. Но сегодня об этом событии едва упоминают либо совсем его игнорируют. Очевидно, что режим Владимира Путина хочет, чтобы революции стерлись из памяти народа.

Этому режиму также может не нравиться революция 1905 года и последовавшая за ней большевистская революция 1917 года по другим причинам. Эти революции сделали Россию сверхдержавой и правителем половины Евразии. Но сегодня Путин пытается решить проблемы, которые стояли перед Россией в XVII веке, такие, как объединение с Украиной.

Не только партия обходит молчанием Кровавое воскресенье, даже оппозиция, включая коммунистов, почти не упоминает об этом событии, несмотря на то, что по сей день существуют посвященные ему памятники и в его честь названы улицы и станции метро.

В отличие от россиян, которые жили в стране сто лет назад, граждане современной России пассивны и безразличны. В 1905 году Кровавое воскресенье привело к целой серии бурных событий - забастовкам, которые парализовали железные дороги России, и затяжным вооруженным столкновениям между отрядами восставших и царскими войсками. Возникли мятежи в армии и на флоте и крестьянские восстания. По всем признакам, режим был близок к краху.

Ничего подобного нет в истории современной России.

В 1993 году войска по приказу тогдашнего президента Бориса Ельцина расстреляли российский парламент на том самом месте, где в 1905 году отряды восставших отчаянно сражались против царской армии.

После этого не было ни народных волнений, ни забастовок. Более того, москвичи собирались недалеко от здания парламента для того, чтобы посмотреть на происходящее, как на какой-то спектакль в театре. Позже в России время от времени возникали забастовки, но они не получили массовой поддержки и никогда не достигли тех масштабов, которые у них были в 1905-1907 годах.

В эпоху правления Путина население стало еще более пассивным. В прошлом году Путин решил провести "монетизацию" льгот, которые получали пожилые люди, в том числе ветераны войны. Так, решено было доплачивать пенсионерам некоторую сумму вместо того, чтобы отпускать им лекарства бесплатно.

Предложение Путина имело своей целью сократить расходы государства на поддержку беднейших слоев населения путем выплаты денежных компенсаций, которые на самом деле никогда не будут равноценны утраченным льготам. Эти перемены ухудшили положение большинства пожилых людей.

С началом нового года беспомощные пенсионеры устроили ряд акций протеста. Но такие акции редки и не представляют собой угрозу для власти. Ни одна из политических партий не выразила солидарность с этими акциями протеста, за исключением "диссидентов" национал-большевиков, которые также в прошлом году устраивали подобные антиправительственные акции.

Власти приговорили участников акций протеста из национал-большевистской партии к длительным срокам заключения. Автор одной из статей на чеченском интернет-сайте Kavkaz (который стал одним из немногих средств массовой информации, упомянувших революцию 1905 года) написал, что за последние 100 лет русские безвозвратно изменились и превратились в рабов, с которыми власти могут делать все, что захотят.

Кто-то скажет, что после ста лет волнений и беспорядков, эпоха революций завершилась. Кремлю очень хочется этого. Путин часто повторяет слова царского премьер-министра Петра Столыпина о том, что Россия должна стать великим государством.

Но российские революции могут еще не закончиться, и сегодняшнее спокойствие может быть обманчивым, также, как и мнимое спокойствие столетие назад, накануне народных волнений. Ведь долгое время до 1905 года в стране не было народных бунтов со времен восстания Емельяна Пугачева в конце XVIII века. По контрасту, в это время в странах Запада, особенно во Франции, происходили бурные революционные события.

В то время российские интеллектуалы и мыслители считали, что вскоре Европа будет охвачена революционными волнениями. Они порицали покорность русского народа и не могли поверить в то, что на улицах российских городов будет происходить то же, что происходило в XVII и XVIII веках на улицах Парижа. Оказалось, что они заблуждались.

То же самое можно сказать о стабильности в постсоветской России - революция может произойти внезапно, как это было сто лет назад. И если произойдет революция, будущие поколения могут назвать революцию 1905 года событием, которое стало началом новой эры в российской и мировой истории - эры революций, которая никогда не заканчивается.

Источник: The Korea Herald


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru