Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 января 2007 г.

Редакция | The Economist

Это далеко не конец

Украинский кабинет одержал крупную победу над президентом после того, как парламент отменил президентское вето на закон, расширяющий полномочия кабинета. Власть ускользает из рук президента Виктора Ющенко. Это имело бы позитивный аспект, если бы страна двигалась к более стабильной политической ситуации, в которой руководство могло бы сосредоточиться на управлении, а не дралось бы за власть. Однако битва за контроль далеко не окончена - и Украина далека от консенсуса в споре о своей политической системе.

Украина с начала 2006 года работала по новой конституции, хотя этот документ и был не более чем каркасом, в котором еще предстояло определить многое. Вопрос о не получивших определения отношениях между институтами президентства, кабинетом и парламентом стал более актуальным во второй половине года, когда пост премьер-министра занял Виктор Янукович, соперник президента Виктора Ющенко. В конце декабря парламент принял законопроект, составленный кабинетом, который подрывал полномочия президента. 11 января Ющенко наложил вето на этот законопроект.

Поскольку президентское вето может быть преодолено лишь двумя третями голосов парламента, казалось, что действия Ющенко вряд ли будут оспорены. Хотя Янукович имеет незначительное большинство в парламенте, без связанной с Ющенко "Нашей Украины" ему далеко не хватает требуемых 300 голосов для преодоления вето. Однако 12 января парламент проголосовал за отмену вето - былая союзница Ющенко Юлия Тимошенко оказала поддержку Януковичу в обмен на получение поддержки правительства для двух собственных законопроектов.

Решения, решения...

Закон о кабинете, который до вступления в силу еще ожидает подписи Ющенко, сводит на нет полномочия президента. В настоящий момент у него есть право назначать и увольнять некоторых министров в правительстве. По новому закону, у парламента будет право увольнять назначенных президентом министров. Более того, закон сокращает возможности президента препятствовать утверждению парламентским большинством кандидатуры премьер-министра. Наконец, закон подрезает право президента править на основе чрезвычайных полномочий, так как предоставляет премьер-министру и другим министрам кабинета право не подписывать президентские указы, если министры с ними не согласны.

В качестве услуги за поддержку Тимошенко блок Януковича обеспечил прохождение законопроекта, запрещающего депутатам в региональных советах выходить из партии, в рамках которой они были избраны. Аналогичный закон также существует на национальном уровне, и он важен для Тимошенко, так как не дает властям возможность "переманивать" депутатов из блока Юлии Тимошенко. Парламентское большинство приняло в первом чтении еще один законопроект, поддерживаемый Тимошенко, который определяет права парламентской оппозиции, в частности, среди прочего, парламентских комитетов, которые будет возглавлять оппозиция, а также перечисляются права оппозиции. Останется ли законопроект в том же виде к третьему чтению, еще посмотрим.

Решение Тимошенко голосовать заодно с Януковичем чисто тактическое, а не подобное смене, произведенной лидером социалистов Александром Морозом в середине 2006 года, когда он ушел из "оранжевого" лагеря, встав на сторону олигархических "восточников" во главе с Януковичем. Тимошенко, возможно, рассчитывает, что принятие законопроекта заставит президента распустить парламент и объявить новые выборы. В этой ситуации Тимошенко может стать премьер-министром, так как "Наша Украина" крайне непопулярна, да и Янукович потерял часть поддержки в свете роста внутренних коммунальных тарифов. После отмены вето на закон о кабинете, более того, канцелярия премьер-министра - еще более ценный приз, чем ранее.

Акцент на позитив

Такой поворот событий разочаровывает тех, кто надеялся на прозападные реформы на Украине, так как в последние три месяца связанный с олигархами Янукович систематически и успешно побеждал Ющенко практически во всех битвах за определение полномочий президента и кабинета. И, помимо того, чтобы стреножить президента, Тимошенко поддержала Януковича ради собственных краткосрочных целей.

Главный потенциально позитивный аспект - это то, что Украина, похоже, движется к системе правления, в которой доминирует кабинет. Конкретная форма правления, которая устанавливается, возможно, не так важна, как самый факт решения этого вопроса - ибо только после того, как это случится, власти смогут сосредоточить свое внимание на управлении, а не на борьбе за власть, как в настоящий момент. А пока бушует межинституциональная борьба, шансов на то, что Украина наконец продвинется в проведении спорных реформ, таких как создание рынка сельскохозяйственной земли, мало - независимо от того, кто будет стоять у власти.

Это далеко не конец

Главная проблема такого типа мышления - это то, что Ющенко еще далеко не побит. Правда, он перешел в оборону и, вероятно, там и останется. Однако он далек от того, чтобы признать себя побежденным. Президент почти наверняка передаст новый закон на рассмотрение конституционного суда, и есть все шансы на то, что суд отменит определенные элементы закона - включая пункт о том, что парламент может утверждать премьер-министра или министров обороны и иностранных дел независимо от возражений президента.

У Ющенко есть и ядерный вариант: он может попросить конституционный суд отменить весь пакет конституционных реформ, до принятия которого в 2004 году президент был самой влиятельной фигурой в стране. И для такого шага будут основания: конституционный суд должен пересматривать и одобрять все предлагаемые поправки к конституции, прежде чем по ним состоится голосование. Хотя эта процедура, в основном, была соблюдена в конце 2004 года, в текст частично вносились поправки после того, как суд вернул документ в парламент на голосование. Строго говоря, это нарушение конституционной процедуры.

Помимо этих соображений, Украина еще по-прежнему далека от решения вопроса о своей политической системе. Все стороны в нынешнем диспуте, представленные господами Ющенко, Януковичем и Тимошенко, занимают максималистские позиции. Ни один из них не подает признаков готовности пойти на компромисс и на усилия по достижению консенсуса. Если бы предложение Ющенко о том, чтобы закон по кабинету составлялся совместно президентом и кабинетом, было принято, Украина сейчас могла бы быть ближе к решению вопроса об отношениях между своими институтами власти.

Во всем этом есть и еще один аспект - правила, которые кабинет и президентство составили для того, чтобы устранить неопределенности, порожденные недоработанными конституционными реформами. Во многих случаях эти правила были созданы, в основном, для того, чтобы послужить сиюминутным интересам их авторов, а не реальной базой и поддержкой стабильности в долгосрочной перспективе. Хотя Янукович, похоже, обошел Ющенко, Украине еще предстоит немалый путь, прежде чем у нее будет стабильная, хорошо функционирующая и пользующаяся широкой поддержкой политическая система.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru