Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 марта 2008 г.

Карен Диянг | The Washington Post

Пять лет в Ираке

Иракцы и американцы излагают свою точку зрения на войну

Для большинства американцев сегодняшний день - прежде всего пятая годовщина начала войны в Ираке, затевать которую не стоило, войны, которая унесла тысячи жизней и обошлась в полтриллиона долларов с лишним. Однако у администрации Буша сегодня годовщина ввода новой иракской стратегии, которая, как полагает сама администрация, наконец-то начала приносить успешные результаты.

Около года тому назад генерал Дэвид Петреус прибыл в Ирак, чтобы возглавить американский контингент, посол Райан Крокер заступил на пост главного дипломатического представителя США, а военные прислали еще 30 тыс. военнослужащих для защиты и восстановления населенных пунктов.

Представители администрации США, ныне руководящие этой программой, досадуют, что успехи, достигнутые благодаря их новому политическому и экономическому курсу, а также политике в области безопасности - особенно резкий спад насилия - постоянно сопоставляются с ситуацией в первые четыре года войны, когда в Ираке воцарился хаос из-за действий инсургентов и розни между приверженцами исламских течений.

"Я приехал в Вашингтон, чтобы рассказать о наших действиях сейчас, - сказал во время визита на прошлой неделе Чарльз Райез, заместитель Крокера, ведающий вопросами реконструкции и экономики Ирака. - Почти на каждой встрече кто-нибудь хочет, чтобы я поведал о том, что мы преимущественно делали раньше. Я знаю, почему люди поднимают эти вопросы, но полагаю, что я не вправе касаться этой темы. Тогда было другое время".

Сегодняшняя политика принципиально отличается от нетерпеливого настроя 2003 года: во-первых, США перестали связывать с Ираком столь большие ожидания, а во-вторых, с иракскими властями они начали обращаться не столь деспотично. "Тогда, - поясняет Райез, - мы сами решали, что требуется иракцам, и создавали это". Сегодня же, по его словам, иракцев спрашивают об их чаяниях, а затем говорят им: да, Соединенные Штаты помогут, но большую часть преобразований вам придется оплачивать из собственного кармана.

Однако, покуда администрация просит дополнительные ассигнования на войну и призывает повременить с обещанным выводом войск, некоторые оспаривают ее право на вторую попытку. Наращивание воинского контингента "можно сравнить с наложением жгута: жгут остановил кровопролитие", - заметил на прошлой неделе, после своей 11-й по счету поездки в Ирак, сенатор Джек Рид (демократ, Род-Айленд), в прошлом рейнджер армии США, а ныне видный член сенатского комитета по делам вооруженных сил. Продолжая аналогию, Рид заявил, что, однако, не наблюдает ни хирургической операции, ни процесса выздоровления - начала заживления той сплошной раны, в которую превратился Ирак. И даже представители администрации США признают, что, вопреки их надеждам, "вброс" войск не повлек за собой примирение политических сил в Ираке.

Есть и другое мнение: успехи прошедшего года оцениваются как хрупкие, обратимые и менее значимые, чем страдания, которые им предшествовали. "По-моему, они ведут более правильный курс, чем когда-либо за истекший период, - говорит об администрации США Дэниэл Серуэр, эксперт по Ираку из U.S. Institute of Peace. - Но факт в том, что те четыре года тоже существовали, а теперь во многом они предопределяют, что возможно и что уже невозможно. Тут кое-что стряслось. Так сказать, "на полу лужа крови и кишки горой" - кстати, в буквальном смысле".

Белый дом склонен отодвигать столь давнишние воспоминания. Он признает: в такой знаменательный момент, как пятилетие с начала войны, люди стремятся "вновь пересмотреть прошлое", но в то же самое время официальный представитель Совета национальной безопасности Гордон Джондро отметил: "Наше внимание сосредоточено на пути вперед и на обеспечении того, чтобы положение в нынешний момент и в будущем улучшалось".

Представители администрации сообщают: помимо новых директив, касающихся несения службы, начала доказывать свою эффективность структура, специально разработанная, чтобы избежать произвольного принятия решений, что влекло за собой бюрократические проволочки и оплошности. В их числе, например, были распоряжения о роспуске иракской армии и запрет членам партии "Баас" занимать государственные посты. Весной прошлого года президент Буш назначил генерал-лейтенанта Дугласа Люта на должность заместителя советника по национальной безопасности, ведающего делами Ирака и Афганистана; этот шаг, по словам Джондро, "помог повысить эффективность действий и гарантировал, что отныне имеется чиновник высшего ранга, который может уделять" этой теме "все свое внимание, ни на что не отвлекаясь".

Госдепартамент и Пентагон когда-то препирались между собой, но теперь сообщают, что вывели взаимное сотрудничество на новый уровень. Памятуя, как Дональд Рамсфельд в первый послевоенный период настаивал, что министерство обороны должно контролировать все аспекты политики, дипломаты одобрительно отмечают, что именно преемник Рамсфельда, нынешний министр обороны Роберт Гейтс недавно призвал Конгресс увеличить ассигнования Госдепартаменту.

Многие представители администрации США, причастные к последним инициативам, говорят о предыдущих четырех годах в таком тоне, словно дело было при другом президенте. "Пять лет назад нас здесь не было", - сказал один из них. Как и некоторые другие, которых мы проинтервьюировали для этой статьи, он пожелал высказаться о прежнем курсе на условиях анонимности, опасаясь, что его отзывы нанесут ущерб нынешнему курсу.

"На начальном этапе у них было определенное представление, некий план того, как все будет происходить, - сказал источник. - Они отстранят Саддама, и демократия расцветет. Они взяли этот план и стали подгонять под него реальную ситуацию в Ираке, в которой никто не разбирался. Что они знали об Ираке? Кого они слушали?". В прошедшем году, отметил источник, "все стали осознавать, каков Ирак в реальности".

Одной из самых тревожных реалий является тот факт, что руководство Ирака не спешит воспользоваться благоприятными условиями "передышки", которую должно было обеспечить наращивание воинского контингента. Администрация США часто отмечает, что Вашингтон и Багдад "живут по разным будильникам": намеченный США график заметных перемен к лучшему намного опережает его иракскую версию. На прошлой неделе генерал Петреус признал в интервью, что "никто" в руководстве США и Ирака "не считает, что так или иначе достигнут достаточный прогресс в сфере национального примирения" или в обеспечении гражданам базового набора услуг в социальной сфере.

В начале апреля предположительно Петреус и Крокер выступят с докладами в Конгрессе. Как ожидается, они заявят, что достигнутые успехи оправдывают дальнейшее применение нынешней стратегии, а также предостерегут, что резкий вывод американских войск может быть опасен для достижений прошедшего года.

Яркое выступление этих лиц в Конгрессе в сентябре прошлого года заглушило разговоры о сокращении ассигнований и повлекло за собой кратковременный всплеск внимания в обществе, но их ближайшие доклады, по-видимому, мало кем ожидаются с нетерпением.

Пытаясь сфокусировать внимание на будущем Ирака, администрация конкурирует с президентской гонкой, которая погрязла в дебатах о том, как началась война и как теперь ее закончить, а также с Конгрессом, где преобладают демократы и налицо готовность биться за каждый лишний доллар, и с уставшим, отвлекающимся на другие заботы обществом.

Собственно, Ирак, когда-то являвшийся одной из главных тревог общественности, теперь оттеснен экономическими проблемами и политическими избирательными кампаниями. По данным опроса, опубликованного на прошлой неделе Pew Research Center, люди лучше знают фамилии главы совета управляющих Федеральной резервной системы и президента Венесуэлы, чем примерное количество людских потерь США в Ираке.

За прошедший год общественное мнение в определенных аспектах оценки ситуации в Ираке несколько смягчилось. Но в других аспектах, включая фундаментальные суждения об этой войне в целом, оно едва ли изменилось. Согласно последнему опросу, проведенному Washington Post-ABC News, почти две трети респондентов заявили, что вести войну не стоило. Менее половины - 43% - считают, что Соединенные Штаты достигли значительного прогресса, а большинство продолжает полагать, что плюсы этой войны не окупают ее цену.

Материал подготовлен при участии Джона Коэна, директора отдела социологических опросов

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru