Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 мая 2005 г.

Ясин Мушарбаш | Der Spiegel

Каримов не может быть партнером в долгосрочной перспективе

Во время беспорядков в Узбекистане погибли сотни людей, и ситуация остается запутанной. В интервью SPIEGEL ONLINE эксперт по Средней Азии фракции СДПГ Йоханнес Пфлуг говорит о президенте Каримове, значении Узбекистана для бундесвера и роли международного сообщества.

- Господин Пфлуг, после подавления беспорядков в выходные ситуация в Узбекистане неясная. Правительство говорит о 169 погибших в результате столкновений, повстанцы заявляют, что жертв более 700. Какая цифра ближе к истине?

- Сложно сказать. Human Rights Watch и Amnesty International говорят о нескольких сотнях погибших, многие узбеки, по информации, бегут в Киргизию. Я считаю, что количество погибших, скорее всего, составляет более 500 человек.

- То есть страна дестабилизирована? Грядет гражданская война или ситуация снова успокоится?

- Сейчас беспорядки, похоже, ограничиваются Ферганской долиной. Кроме того, узбекское население плохо информировано, и эта информация ограничивается вырезками из пресс-конференции президента Ислама Каримова. Это пока говорит не в пользу гражданской войны или разрастания беспорядков.

- Сегодня в Узбекистан прибыла делегация европейских дипломатов и журналистов. Что можно ожидать от этой поездки?

- В любом случае мы получим более точную информацию. Кроме того, мы знаем, что сейчас в Ферганской долине находятся бывший генеральный консул и еще три немца, которые получили совет не покидать район. Мы от них тоже надеемся получить более подробные сведения. Мы, парламентарии, с ними не контактируем, но мы полагаем, что МИД имеет с ними связь.

- Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер пока очень сухо высказывался по поводу Узбекистана и заявлял лишь, что нужно развивать демократию и правовое государство в этой стране. Есть ли вообще в Узбекистане демократия и правовое государство? Разве это не тирания?

- Это деспотическая система, которая в последние годы, особенно при Каримове, все больше уклонялась в сторону тоталитарного государства. С другой стороны, нужно, конечно, учитывать, что Ферганская долина, где произошли беспорядки, с давних пор является областью нерешенных этнических, социальных и экономических проблем. Там есть и радикальные исламистские группы, которые живут за счет этих конфликтов.

- Президент Каримов обосновывает принимаемые им меры проблемой терроризма, с которым нужно бороться его стране. Особенно он нацелился на "Хизб ут-Тахрир" ("Партия освобождения") и приравнивает ее к "Аль-Каиде":

- Я не думаю, что их следует приравнивать. Бесспорно, организация "Хизб ут-Тахрир" радикальная и исламистская. Но я не вижу, чтобы они писали на своих знаменах лозунги мирового терроризма, я не вижу, хотя пересечения с "Аль-Каидой" есть.

- Не делает ли Каримов из исламистов своего рода козлов отпущения? Или он серьезный партнер Запада в борьбе с терроризмом?

- Сложно сказать. Каримов уже несколько лет пытается превращать исламистов в козлов отпущения и жестко их преследует, проводя аресты и политические процессы. Это ведь сыграло решающую роль и в нынешних беспорядках. Может ли он быть партнером? В определенной степени он им является: у бундесвера на узбекской границе с Афганистаном есть военно-воздушная база. У США тоже. Но в долгосрочной перспективе все равно придется пересмотреть этот режим и его понимание демократии. В долгосрочной перспективе Каримов для нас не настоящий партнер.

- База бундесвера имеет центральное значение для операций в Афганистане, поскольку дальности германских самолетов не хватает для прямых полетов в Кабул. Быть может, поэтому заявление министра иностранных дел оказалось таким расплывчатым?

- Нет. Я скорее думаю, что он сделал сдержанное заявление, поскольку ситуация была неясная. Но, конечно, нужно учитывать и интересы наших солдат.

- В какой форме международное сообщество сейчас может действовать в Узбекистане? Какие государства и организации способны и подходят для этого?

- Прежде всего, естественно, США, которые имеют там значительное влияние. Может действовать также ОБСЕ - она уже сделала такое предложение, но узбекское правительство отказалось. Затем есть, конечно, ООН с ее подразделениями, есть Евросоюз и Россия. Я полагаю, что по крайней мере ЕС подготовит предложение о помощи. Но большего в данный момент сказать нельзя.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru