Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 мая 2006 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Кремлевский капитализм

Российский автозавод переходит под контроль старого друга Путина. Узкий круг в правительстве вводит ключевые отрасли в государственную орбиту. Трения с партнером GM

В декабре глава российского государственного агентства по торговле оружием вышел из тени как один из самых влиятельных бизнесменов страны. При помощи 300 вооруженных милиционеров он взял под контроль крупнейший в России автозавод.

У его агентства нет опыта в руководстве автомобильной компанией, нет у него и ни одной акции "Автоваза", производителя вездесущей "Лады". Но у главного торговца оружием Сергея Чемезова есть один бесценный актив: он друг российского президента Владимира Путина.

Чемезов говорит, то знает Путина с 1980-х годов, когда они оба были агентами КГБ. Он признает, что эта дружба помогла ему в бизнесе. "Это означает, что мы можем быстро решить много вопросов", - говорит он.

С тех пор как Чемезова в 2004 назначали руководить экспортом вооружений, он использует свой уникальный актив для превращения государственного агентства "Рособоронэкспорт" в конгломерат с широким кругом интересов, от вертолетов и оборудования для бурения нефтяных скважин, до автомобилей. Его новой целью является один из крупнейших в мире производителей титана, важный поставщик компаний Airbus и Boeing Co.

"Рособоронэкспорт" - одна из нескольких стремительно растущих компаний, возглавляемых друзьями Путина и являющихся воплощением этой ветви государственного капитализма. По всей России частный капитал отступает, а контролируемые государством экономические единицы ведут консолидацию и конфискацию, беря под контроль нефть, газ, авиацию, машиностроение и другие сектора, которые Путин считает стратегически важными.

Этот процесс странным образом напоминает о прошлом. В 1990-е годы генерация агрессивных молодых бизнесменов использовала связи для захвата активов на фальсифицированных приватизационных аукционах. Сегодня люди из ближайшего окружения Путина используют связи в Кремле для создания таких же огромных, хотя номинально принадлежащих государству, бизнес-империй.

Их рост беспокоит нескольких открытых сторонников рыночной политики, оставшихся в правительстве Путина. "У нас мало способов и возможностей следить за контролируемыми государством компаниями, многие из которых являются монополиями, когда они расхватывают рыночные активы", - сказал на конференции в апреле министр экономики Герман Греф.

Известные своей неэффективностью, государственные монстры все чаще становятся инструментами правительственной политики. В январе газовый монополист "Газпром" на короткое время прекратил поставку топлива на соседнюю Украину в ходе ценового конфликта, который многие осудили как попытку наказать прозападное правительство в Киеве. Кремль отвергает эти обвинения и утверждает, что крупные госкомпании будут подчиняться законам рынка, а их акции будут доступны и иностранным инвесторам. (Правительство планирует нынешним летом разместить на бирже акции государственной нефтяной компании "Роснефть".)

Но в случае с "Автовазом" поглощение не стало хорошей новостью для совместного предприятия стоимостью 340 млн долларов, объединившего General Motors Corp. с российским автогигантом. Смена руководства привела к напряженности. Сейчас есть признаки того, что крупнейшая иностранная сделка в российском автопроме будет расторгнута.

До недавнего времени мало кто знал о "Рособоронэкспорте", компании с несколькими сотнями сотрудников, главный офис которой находится на тихом московском бульваре. Она была и остается одной из самых непрозрачных российских компаний: значительная часть ее деятельности является государственной тайной. Однако под руководством Чемезова она становится заметнее.

По словам Чемезова, они с Путиным познакомились, когда были офицерами КГБ в Дрездене. Кремль не комментирует эту информацию, но она была опубликована в подконтрольном правительству еженедельнике. Чемезов утверждает, что они жили в одном доме и дружили семьями. Они не потеряли друг друга из виду, вернувшись в Россию. В 1996 году, когда Путин получил пост кремлевского чиновника среднего звена, он сделал Чемезова своим заместителем.

В 1999 году Чемезов занялся военной промышленностью. Это было время коррупции и хаоса. С приходом капитализма оборонные предприятия остались без денег. В борьбе за выживание преимущественно государственные предприятия конкурировали друг с другом за иностранные контракты, нередко с помощью сомнительных посредников.

Когда, спустя год, Путин стал президентом России, он взял торговлю под контроль. Он сделал "Рособоронэкспорт" государственной монополией, чтобы вытеснить независимых торговцев оружием и искоренить незаконные сделки, укомплектовав агентство своими друзьями. Чемезов стал заместителем директора, а в 2004 году - директором "Рособоронэкспорта".

Российская торговля оружием стала процветать. В прошлом году экспорт достиг 6 млрд долларов, то есть вырос на 70% с 1999 года. Расцвел и "Рособоронэкспорт", получающий 3,8% комиссионных со всех продаж.

Агентство расширило горизонты. В прошлом году оно объединило всех производителей вертолетов, некоторые из которых являются частными предприятиями, в один из своих филиалов. Теперь оно предпринимает аналогичные усилия по консолидации производителей самолетов под государственным контролем.

Влияние Чемезова усилилось, когда Кремль сделал его представителем государства в советах директоров ряда крупных оборонных компаний. Но пока его самым амбициозным гамбитом был "Автоваз". История разворачивалась очень быстро прошлой осенью, а толчком стала встреча президента Путина с давним генеральным директором компании в Кремле.

В беде

"Автоваз" был построен в конце 1960-х годов в волжском городе Тольятти, названном в честь итальянского коммуниста. В 1990-е город раздирали криминальные войны, в ходе которых преступные группировки в борьбе за контроль над цехами устраивали перестрелки у ворот завода. Компания разорилась. Однако ее торговые фирмы - некоторые были связаны с руководством "Автоваза" - получали немалую прибыль, поставляя запчасти и готовые автомобили.

В последнее время "Автоваз" борется за сохранение своего рынка, в то время как растущий средний класс пересаживается с "Лады" на иномарки. К середине 2005 года корпоративные рейдеры - некоторые, как полагают, со связями в преступном мире - ужесточили контроль над автопроизводителем. Они покупают поставщиков запчастей и посредников, назначая лояльных руководителей и приобретая акции.

Чемезов утверждает, что когда Путин осенью встречался с главой "Автоваза", 64-летним Владимиром Каданниковым, ветеран автопрома выразил желание уйти на пенсию. Каданников отказался от интервью. Источники в его окружении говорят, что у него не оставалось выбора. Пресс-секретарь Кремля заявил, что Путин не увольняет руководителей частных компаний.

После консультаций с советниками Путин поставил перед "Рособоронэкспортом" задачу очистить "Автоваз", говорит Чемезов.

Это была простая операция. Менеджеры "Автоваза" контролируют производителя автомобилей через систему перекрестных пакетов акций. Заменив начальников, "Рособоронэкспорт" брал компанию под контроль, не покупая ни одной акции.

Но сначала надо было уговорить прежнее руководство уйти без борьбы. После ухода Каданникова в октябре, чтобы начать процесс, самолетом доставили следователей и прокуроров. "Чтобы навести порядок, государству пришлось привезти из других городов 300 милиционеров, - говорит Чемезов. - В следующие несколько месяцев нам пришлось сменить практически всю милицию в Тольятти и на самом заводе". Вскоре трем бухгалтерам "Автоваза" предъявили обвинения в хищениях и неуплате налогов. Через несколько недель обвинения сняли.

22 декабря, когда акционеры собрались на выборы нового совета директоров, главный офис "Автоваза" в Тольятти был окружен плотным милицейским кордоном. В течение получаса были избраны новые, утвержденные государством директора. Многие из присутствующих видели кандидатов впервые. Никаких альтернатив не предлагалось.

Автогигант

Президент Путин поддержал поглощение. В январе он заявил журналистам, что предприятие в плохом состоянии, и отметил, что, если государство берет на себя функции кризисного управляющего, это неплохо.

Новые начальники добиваются вложения 4,5 млрд долларов бюджетных денег в создание новых моделей и строительство нового завода, производящего 450 тыс. автомобилей в год. Кое-кто в правительстве хочет, чтобы "Автоваз" пошел дальше, поглотив меньших российских производителей и создав национальный автогигант. У Чемезова есть собственный план по возрождению былой славы компании. Он только что объявил, что она будет производить аналоги джипов для армии, которые назовут "Калашников".

В целом рабочие, похоже, довольны переменами. "Есть хотя бы надежда, что новое руководство избавится от мафии. Только оно может это сделать", - говорит глава независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев.

"Рособоронэкспорт" быстро взял под контроль прибыльные операции по продажам. Одним из первых шагов была передача московского офиса компании в руки брата нового президента "Автоваза".

Затем новый режим изменил направление значительной части финансовых потоков, включая некоторые валютные счета "Автоваза" в привилегированном банке. "Новикомбанк" невелик, но тесно связан с российской оборонной отраслью. Несколько лет его крупным акционером была Ассоциацией ветеранов внешней разведки, а в конце 1990-х годов им руководил предшественник Чемезова в "Рособоронэкспорте", тоже бывший агент КГБ.

Ссора с GM

Вскоре начался конфликт "Рособоронэкспорта" с американским партнером "Автоваза" по совместному предприятию, компанией General Motors. У GM не было теплых отношений с предыдущим руководством. Но она была поражена, когда в феврале новое начальство "Автоваза" внезапно прекратило поставки комплектующих на совместное предприятие, остановив его конвейеры на 10 дней. "Никаких дискуссий по поводу закрытия не было, - говорит глава GM в России Уоррен Браун. - Они приняли это решение в одностороннем порядке".

"Автоваз" долго ворчал, что совместное предприятие мало платит за детали. После нелегких переговоров стороны пришли к компромиссу; цены повысили, но не на 60%, как требовал "Автоваз". Срок соглашения истекает в конце года, и перспективы предприятия выглядят мрачно. "Стороны по-прежнему не доверяют друг другу, - говорит банкир, осведомленный о проекте. - Я думаю, что одна выкупит другую".

Это будет серьезным ударом по новаторскому проекту, который в свое время дал GM большое преимущество перед конкурентами на одном из наиболее быстро растущих автомобильных рынков мира. GM совершила рискованный шаг, поставив свой логотип Chevrolet на автомобиль российской конструкции, но стратегия оказалась успешной: Chevrolet стал лидером российских продаж в 2004 году. После ссоры GM говорит, что не хочет отказываться от совместного предприятия. "У него нет долгов, оно получает деньги и стало доходным на год раньше, чем мы рассчитывали", - говорит Браун.

Новые руководители "Автоваза" более сдержанны. "Вначале предприятие было прорывом, но времена изменились, - говорит новый президент "Автоваза" Владимир Артяков. - Оно цепляется за первоначальный формат и начало слабеть. Оно больше не вписывается в стратегию "Автоваза". На вопрос, попытается ли "Автоваз" выкупить долю GM, он отвечает: "Почему бы и нет?"

GM, похоже, ищет другие альтернативы. General Motors взяла опцион на землю в Петербурге для строительства сборочного производства, в котором у нее не будет местных партнеров.

Гонка за металлом

Чемезов примеривается и к другим отраслям. Он ведет переговоры о покупке "Рособоронэкспортом" пакета акций ВСМПО-Ависма, одного из крупнейших в мире производителей титана. Фирма станет частью новой государственной компании, производящей металлы и сплавы для российской оборонной отрасли.

ВСМПО только что подписала контракт стоимостью 1,4 млрд долларов на продажу своего легкого металла компании Airbus до 2015 года. Она является крупнейшим поставщиком компании Boeing. "Рособоронэкспорт" говорит, что хочет купить компанию, чтобы гарантировать, что не все запасы металла окажутся за границей. ВСМПО - это "стратегически важное предприятие", говорит Чемезов. "Оно снабжает титаном все наши военные заводы. Естественно, мы хотим, чтобы оно было под контролем государства".

Он отрицает, что его план обернется национализацией, хотя и признает, что цена, предлагаемая "Рособоронэкспортом", составляет примерно половину акционерной стоимости производителя титана.

Влияние Чемезова растет, а граница между его ипостасями чиновника и предпринимателя все больше размывается. "Знаете, на самом деле, мы не государство, а бизнесмены, - говорит он о "Рособоронэкспорте". - Назовем это государственной коммерцией".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru