Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 октября 2000 г.

Доминик Сальваторе | Il sole 24 ore

В Москве - бесконечная зима

С момента падения Берлинской стены прошло больше десяти лет, но Российская Федерация, или просто Россия, продолжает переживать глубокий экономический, политический и социальный кризис. Реструктуризация народного хозяйства такой величины сопряжена с более масштабными трудностями, чем те, с которыми пришлось столкнуться таким небольшим странам, как Венгрия, Чехия или даже Польша. Одной из причин подобной ситуации является полное отсутствие исторического опыта существования в условиях рыночной экономики. Несомненно, за прошедшее десятилетие можно было бы добиться больших результатов, но нестабильная, хаотичная политическая ситуация делает это практически невозможным. Законодательная и социальная сферы пребывают в состоянии полного коллапса, а в подобных условиях рыночная экономика не может функционировать. Такая экономическая, политическая и социальная нестабильность вызывает немалые опасения на Западе, поскольку Россия до сих пор располагает огромным ядерным потенциалом. Но это лишь одна из причин для беспокойства: политическая нестабильность в России может оказать негативное влияние, как на многие соседние государства, так и на обстановку в мире в целом.

Рассмотрим ситуацию более детально. Россия занимает шестое место в мире по численности населения после Китая, Индии, Соединенных Штатов, Индонезии и Бразилии и обладает максимальной протяженностью территории. Несмотря на то, что большая часть территории не используется в сельском хозяйстве, ее недра богаты полезными ископаемыми. Вместе с тем, особый интерес для нас представляет вопрос об уровне национальных доходов: ВНП России ниже, чем у маленькой Голландии, и меньше одной трети от ВНП Италии. Изучая данные о покупательной способности, можно сделать вывод о том, что уровень жизни российского населения ниже, чем крайне невысокий уровень жизни поляков. Более того, после крушения коммунизма, ВНП России сократился вдвое. Если во всех республиках, входивших ранее в состав бывшего Советского Союза, этот показатель сдвинулся с мертвой точки в начале 90-х, то в России ВНП продолжал снижаться вплоть до 1998 года, когда так и не удалось обуздать инфляцию, а внешний долг достиг огромных размеров.

Россия значительно отстает с реструктуризацией экономики, как в сравнении со странами Центральной Европы, так и в сравнении с Китаем, в котором большее внимание было уделено реформам в экономической, нежели в политической сфере, хотя речь идет об очень опасном дисбалансе. В России имела место совершенно противоположная ситуация: больше внимание было уделено политическим, а не экономическим процессам, именно поэтому страна в настоящее время в меньшей степени подготовлена к будущему подъему в сфере экономики. Если средний показатель экономического реформирования в Венгрии, Чехии и Польши по 100-балльной шкале достигает 75-й отметки, то аналогичный показатель для России едва лишь достиг 50, что можно сравнить с показателями таких слабо развитых стран, как Румыния и Албания. В частности, Россия отстает по уровню либерализации цен и по реформированию системы управления предприятиями. Она проявляет отставание в области антимонопольной политики, реформирования торговли и сферы иностранных инвестиций, в финансовой и, самое главное, в банковской сфере.

Согласно данным только что опубликованного отчета Лозаннского International institute for management development, Россия занимает 47-е, последнее, место по эффективности управления экономикой и уровню развития финансовой сферы; 46-е место - опережая лишь Венесуэлу - по макроэкономическим показателям, уровню глобализации или степени открытости в отношении мирового рынка и управления производством; 44-е место - по развитию инфраструктуры, оставляя позади себя лишь Филиппины, Индию и Индонезию; и 39-е место по уровню квалификации рабочей силы. Россия занимает среднее 23-е место лишь по уровню развития науки и техники. Все вместе это означает, что Россия лишь на 40% конкурентоспособна по отношению к Польше, которая, в свою очередь, менее конкурентоспособна в сравнении с Испанией. Иными словами, Россия лишь на 25% может конкурировать с Японией и Европой и на 20% с Соединенными Штатами.

Рост экономики, начавшийся лишь в этом году, основывается исключительно на экспорте природного сырья, в частности энергетических ресурсов, и значительном повышении цен на нефть, отмеченном в начале прошлого года. Действительно, в структуре российского экспорта 32% приходится на нефть и 20% на цветные металлы. Сегодня Россия обладает относительным преимуществом в сфере природных ресурсов и интенсивного капитального продукта, однако прямо противоположная ситуация сложилась в сфере интенсивного продукта труда и в технологической области. На долю России выделено в два раза меньше инвестиций, чем было направлено в последнее десятилетие в Венгрию и Польшу. Поэтому можно говорить о том, что на каждого жителя страны пришлось меньше средств, чем в этих двух странах. Кроме того, если в Венгрии и Польше эти средства были инвестированы в промышленность, то в России они в основном были направлены в сферу разработки природных ресурсов, что, естественно, в меньшей степени повлияло на эффективность процесса развития экономики и рост экономических показателей.

Однако это не самое страшное. Политическая нестабильность и отсутствие экономических реформ препятствуют уверенному и непрерывному подъему страны. Летом 1998 года Россия столкнулась с серьезным экономическим кризисом, причиной которого стал массовый отток капиталов за границу. Это произошло после того, как иностранные инвесторы поняли, что страна не способна и не намерена терпеть трудности, связанные реструктуризацией своей экономики. Международный Валютный Фонд приостановил предоставление кредитов России, посчитав, что ее можно сравнить с бездонной бочкой.

Российское правительство в состоянии собирать в качестве налогов лишь 8% средств от объемов ВНП. Этих средств явно недостаточно для покрытия минимальных расходов, необходимых для развития и роста национальной экономики. Не проходит и недели, чтобы в России не произошло каких-то ужасных событий (таких, как гибель АПЛ "Курск", пожар на Останкинской телебашне и другие в меньшей степени освещаемые происшествия). Все эти катастрофы являются следствием почти полного развала инфраструктур. Юридическая система пребывает в состоянии полного упадка, а организованная преступность насквозь пронизала экономическую и социальную систему.

Без политической стабильности невозможен возврат к законности или "главенству закона" и возобновлению процесса экономических реформ, без которых невозможно восстановление и подъем экономики. В каком направлении идет Россия? Все зависит от того, что будет происходить в сфере политики, от возврата к соблюдению законов и от сдерживания коррупции, организованной преступности и власти новых промышленных баронов, а также и в первую очередь, от выполнения принятого в июле этого года амбициозного плана реформ. Путин, как кажется, идет правильной дорогой, но насколько она верна, можно будет сказать лишь по прошествии определенного времени.

Источник: Il sole 24 ore


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru