Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 апреля 2007 г.

Жак Юбер-Родье | Les Echos

Выборы и императивы внешней политики

Нынешняя предвыборная кампания идет по правилам: внешняя политика Франции с точки зрения избирателей не является мобилизующей темой. "Я не знаю ни одной страны, где бы внешняя политика играла какую-либо роль на выборах, за исключением стран, где ситуация катастрофична, как, например, в Сербии", - утверждает Тьерри де Монбриаль, директор Французского института международных отношений (Ifri - Institut français des relations internationales). Между тем война в Ираке повлияла на промежуточные выборы в американский Конгресс и будет тяжелой темой на президентских выборах 2008 года в Соединенных Штатах, осуществивших военное вторжение в эту страну.

Однако в "нормальных условиях" внешняя политика роли не играет. Конечно, кандидаты в президенты пробуют свои силы в области внешней политики, но они уже потерпели неудачи, которые влияют на счет в игре в глазах общественного мнения. Будь то Сеголен Руаяль, отправившаяся, по выражению советника "Фонда стратегических исследований" Франсуа Эсбура, "на ближневосточное минное поле без парашюта" или в Китай. Будь то Николя Саркози, начавший в Вашингтоне "большую дискуссию о французском высокомерии", неумело попытавшись осудить Жака Ширака, вставшего в оппозицию Джорджу Бушу в ходе развязывания войны в Ираке в 2003 году.

Однако в этих поездках и предвыборных заявлениях кроется очевидная опасность для кандидатов, которые, как отмечает Тьерри де Монбриаль, не слишком компетентны в этой области. Он находит парадоксальным сочетание глобальной роли Франции на международной арене, где она конкурирует с Соединенными Штатами, и таким "крайне провинциальным" отношением. Парадокс тем сильнее, что V Республика предоставляет президенту, и так являющемуся верховным главнокомандующим, в сфере международной политики практически монархическую власть, давая понять, что это его "заповедная зона".

Существует опасность полного пренебрежения этим вопросом. Депутат от UMP Пьер Лелуш, входящий в окружение Николя Саркози, отметил недавно в журнале Géoéconomie (издаваемом Институтом Choiseul), что "президентские выборы не выигрываются в глобальных вопросах внешней политики и обороны. Напротив, из-за этих проблем можно проиграть". Несмотря на расхожее мнение об упадке нашей страны, Франция несет определенную ответственность на международной арене не только как постоянный член Совета Безопасности ООН и одна из ключевых стран "большой восьмерки", но и как один из основных поставщиков войск для НАТО и один из столпов, наряду с Великобританией, будущей европейской оборонной стратегии. "Франция не занимает 90-е место в мире. Франция - одна из немногих держав, и поэтому она способна и имеет право выражать свое мнение по большинству вопросов", - писал Паскаль Бонифас, директор Института международных и стратегических отношений (Iris - Institut de relations internationales et stratégiques) в своей последней работе в форме "Открытого письма нашему будущему президенту Республики о роли Франции в мире".

Спустя 18 лет после падения Берлинской стены "вопросов" предостаточно. Можно выделить, по крайней мере, четыре. Первая задача, стоящая перед Францией, - это, безусловно, необходимость определиться с ролью, которую она хочет играть в Африке. В первую очередь, в Кот-д'Ивуаре: соглашение, достигнутое в апреле между мятежниками и войсками, верными президенту Лорану Гбагбо, должно позволить снизить численность французских солдат в этой стране. Но до какой черты Франция, связанная с бывшими колониями многочисленными двусторонними соглашениями, должна уходить из Африки?

Ближний Восток, несомненно, второй вопрос для Франции, чьи войска играют важную роль в силах ООН в Ливане, введенных туда после войны прошлого лета между Израилем и "Хизбаллой". Должна ли она придерживаться того же враждебного курса по отношению к Сирии? Как и другие европейские страны, Франция с дипломатической точки зрения остается в стороне от конфликта между израильтянами и палестинцами, довольствуясь поддержкой "Дорожной карты" - плана, разработанного под покровительством США, но остающегося на бумаге. Что касается ядерных планов Ирана, Парижу, Лондону и Берлину не удалось повлиять на Тегеран. Каким будет следующий этап? Какую позицию должна занять Франция, если однажды США или какая-то другая страна примут решение о нанесении военных ударов по объектам обогащения урана в Иране?

Кроме того, будет все сложнее игнорировать необходимость пересмотра отношений Восток - Запад в свете того, что Россия Владимира Путина пытается занять более подходящее для нее место в мировой политике. Должны ли мы в ближайшем будущем согласиться с установкой в Польше и Чехии элементов американского противоракетного щита, при отсутствии у ЕС возможности сказать свое слово? Новое рассмотрение европейской конституции, не принятой на референдуме, тоже станет еще одной серьезной задачей преемника Жака Ширака.

Покидая Елисейский дворец, Жак Ширак, пользовавший сильной поддержкой французского общественного мнения за его выступление против войны в Ираке, оставляет после себя ощущение незавершенной работы на международном фронте. Франция на самом деле так и не разработала механизм дипломатии влияния и осталась, по мнению большинства аналитиков, скорее на уровне слов, чем на уровне действий.

По словам Паскаля Бонифаса, "Франция не в упадке, она в затруднительном положении". Вопрос в том, чтобы понять, удастся ли после президентских и следующих за ними парламентских выборов существенно изменить принципы и ориентиры французской внешней политики, некоторые из которых датируются временами генерала Де Голля. Ни один аналитик не предсказывает резких изменений. Наибольшие изменения коснутся сферы деятельности будущего избранника, так как не одна только Франция обзаведется новой правящей командой. После того как в Германии канцлером стала Ангела Меркель, в Италии пришел к власти Романо Проди, Тони Блэр готовится передать бразды правления, делая возможным изменение большинства в пользу консерваторов. В 2008 году в США тоже изберут нового президента, и состязание началось уже сейчас, так как ни один из заявленных кандидатов не был ранее президентом или вице-президентом. Это заставит Францию пересмотреть свои отношения с Америкой.

Какими бы ни оказались результаты ближайших выборов и причины победы того или иного кандидата, новый хозяин Елисейского дворца должен будет быстро определиться с направлением движения в международной политике.

Источник: Les Echos


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru