Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 апреля 2007 г.

Питер Финн | The Washington Post

РПЦ укрепляет связи с государством: страна ищет новых святых

Священник Сергей Привалов - человек с мягкими манерами и тихим голосом, возглавляющий отдел Московского патриархата по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, - загружен работой.

Святые покровители требуются всем.

"Это просто какой-то вал", - говорит он, показывая мне недавнее письмо от патриарха Русской православной церкви Алексия II, где тот одобряет просьбу подразделения внутренних войск "Русь", известного своим длительным участием в неоднозначно оцениваемых контртеррористических операциях в Чечне, о том, чтобы его святым покровителем был назначен легендарный полководец XIII века святой Александр Невский.

Александр Невский уже является святым покровителем ФСБ, российского управления внутренней безопасности. Военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения - тем, кто заведует российскими ядерными ракетами наземного базирования - благоволит святая Варвара. Налоговой полиции - святой Антоний, пограничникам - святой Илья Муромец, внутренним войскам - святой Владимир... Можно привести еще десятки подобных примеров.

В советский период Православная церковь пребывала в упадке, но ныне воспряла и сделалась влиятельной силой в жизни России. По всей стране основываются и расширяются приходские церковные общины. Церковь все чаще отождествляют с течением в патриотизме, представители которого ратуют за сильное централизованное государство и скептически относятся к западным идеалам демократии, прав человека и плюрализма. Самый видный его приверженец - президент Владимир Путин: вера - часть его публичного имиджа.

Укрепление связей Церкви и государства и принятие православной символики общественными и государственными организациями тревожат последователей ряда других традиционных для России религий, особенно многочисленное мусульманское население.

Звучит мнение, что православие потихоньку, путем уловок превращается в государственную религию. Этому служат такие шаги, как включение в ряде регионов предмета "Основы православной культуры" в обязательную школьную программу в текущем учебном году. Это решение - нарушение принципа отделения Церкви от государства, который содержится в конституции России.

"У нас многонациональное, многоконфессиональное государство, и мы не должны говорить, что какая-то одна религия является приоритетной, - говорит сопредседатель Российского совета муфтиев Нафигулла Аширов. - К сожалению, у православных сильные сторонники во всех могущественных структурах власти, например, в Вооруженных силах. Главная задача армии - защищать отечество и всех его граждан, но ей придают узко-конфессиональный характер".

"Я имею в виду, - продолжает Аширов, - что многие армейские части обзавелись святыми покровителями, особыми молитвами и иконами, а также строят часовни. Мусульманин же чувствует себя неловко, служа в части с подобным религиозным уклоном. Это ведет к дестабилизации обстановки".

Представители иудаизма и буддизма - двух других религий, официально признанных в России - по этому вопросу преимущественно хранят молчание.

Помимо святых покровителей государственные органы часто подбирают себе особые христианские молитвы и предоставляют часовни для своих сотрудников. Например, у ФСБ в центре Москвы есть церковь, а молитва его сотрудников святому Александру Невскому содержит просьбу помочь этой структуре победить "всех врагов видимых и невидимых".

Министерство обороны, ФСБ и другие государственные органы отказались обсудить с нами этот вопрос и посоветовали обратиться в РПЦ.

Привалов утверждает, что не видит в этой практике противоречия с конституцией. На его взгляд, Церковь просто пытается способствовать распространению веры среди конкретных людей - военнослужащих, сотрудников спецслужб и других государственных органов, служебные обязанности которых часто сопряжены с сильными стрессами.

"Церковь отделена от государства, и для нее это лучший вариант, - говорит Привалов. - Когда Церкви позволяют делать для христиан то, что ее в силах, но не выходя за рамки закона, а государство в это не вмешивается, это идеальная ситуация".

Демонстрация набожности, начиная с Путина, стала общим местом в кругах правящей элиты России. Православие все чаще воспринимается как Церковью, так и государством как ключевой элемент для формирования объединяющей национальной идеи.

"Разумеется, президент играет огромную роль, - замечает Привалов. - Но даже не будь президент столь набожен, мы бы, полагаю, наблюдали те же перемены".

После того как армию лишили коммунистической идеологии, она, как представляется, особенно рьяно культивирует новый боевой дух на основе православия. В свою очередь Церковь осознала, что вооруженным силам нужны соответствующие герои. Среди недавно канонизированных РПЦ святых есть и Федор Ушаков, адмирал XVIII века.

"Он был канонизирован не потому, что по характеру был святым, но потому что был настоящим патриотом и служил родине в качестве военачальника, - поясняет Александр Кырлежев, преподаватель религиоведения в московской Академии госслужбы при президенте РФ. - Церковь отметила, что адмирал Ушаков не потерпел поражения ни в одном сражении. Это знак".

Флот быстро признал Ушакова своим вторым святым покровителем.

"Позиция Церкви такова: православие - не только конфессия, исповедуемая большинством населения, но и традиция, формирующая нашу государственность, - говорит Кырлежев. - Церковь заявляет, что обладает привилегиями - привилегиями не с юридической, но с культурно-исторической точки зрения".

Для таких сил, как войска МВД, обретение православного небесного покровителя - это и одобрение исторических традиций, и реакция на сегодняшние потребности.

В письме церковным иерархам военнослужащие внутренних войск попросили сделать их покровителем святого Владимира, расширившего границы Руси, так как он "будет играть большое значение для подготовки молодых воинов и подъема их боевого духа".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru