Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 февраля 2007 г.

Между Германией и США возникают новые политические конфликты

Похвала американского сенатора Билла Грэма на Мюнхенской конференции по безопасности сочилась едкой иронией: президент России Владимир Путин сделал своей резкой речью для трансатлантических отношений больше, чем многие западные политики.

И в самом деле, возмущение холодной военной риторикой Путина на какой-то момент объединило американцев и европейцев. Но кратковременное единение только завуалировало тот факт, что отношения между западными союзниками далеко не так благополучны, как хотелось бы. Иран, Афганистан, американские перекосы в борьбе с терроризмом - мнения союзников по всем этим пунктам расходятся. И каким бы дружеским ни был тон в отношениях между правительствами Меркель и Буша, в Берлине все равно идет брожение.

Как бы то ни было, по Афганистану компромисс между США и европейскими союзниками был достигнут: теперь все станут активнее участвовать в восстановлении страны и одновременно больше воевать. Однако немецкие политики и военные по-прежнему расценивают действия американских вооруженных сил на юге Афганистана как контрпродуктивные.

Для придания нового позитивного импульса трансатлантическим отношениям федеральный канцлер как раз сейчас продвигает идею единого экономического пространства. Существует множество задач вплоть до защиты климата, которые западные демократии должны решать сообща. Тем не менее, глобальную погоду трансатлантических отношений определяет комбинация из взаимных недоверия и незаинтересованности. Первое отрезвление в Берлине наступило в результате прохладной реакции американского правительства на предложение о создании единого экономического пространства. Кроме того, поведение администрации Буша в многочисленных региональных конфликтах свидетельствует о ее отношении к многополярному миру.

Это отчетливо заметно в случае Ирана, где Вашингтон давно вышел за границы оговоренных санкций и заставляет своих партнеров следовать своему примеру. То же самое в дебатах вокруг Косово, где американская угроза одностороннего признания независимости провинции скорее разжигает страсти на Балканах, чем успокаивает их.

Однако самый главный на сегодня конфликтный пункт - это план размещения элементов новой американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Сколь ни была бы разумной идея создания дополнительной защиты против новых угроз, но этот план вместо того, чтобы смягчить политическую напряженность в Европе, только обострил ее. Приводимые аргументы раздражают не только русских: если дело действительно только в защите американской территории от иранских ракет, то ставится вопрос, почему Россию с самого начала не посвятили в эти планы. Если же, однако, как намекает Польша, планы направлены против России, то тогда речь ни в коем случае не идет о "двусторонней теме", как бы ни хотели Вашингтон и Варшава, чтобы в это поверили все остальные. И поскольку доверие - вовсе не тот фактор, которым Буш может спекулировать после манипуляций, предшествовавших войне в Ираке, то недоверие только растет.

Отрицательный момент для ЕС заключается в том, что и игра мускулами со стороны России, и американская политика снова углубляют не только трансатлантические разногласия, но и расхождения между государствами ЕС. Уже во время войны в Ираке правительство Буша ловко вбило клин между "старой" и "новой" Европой. Теперь между старыми членами ЕС и новыми из Восточной Европы разгорелся принципиальный спор об отношении к проснувшемуся великану на Востоке.

Чем сильнее страх перед Россией, тем более привлекательными кажутся прибалтам и полякам не члены ЕС, а Соединенные Штаты. Напротив, в "старой" Европе доминирует желание свести счеты с политиками, которые отправили европейских солдат воевать в Ираке на стороне США или сотрудничали с американцами в борьбе с терроризмом, несмотря на вопиющие нарушения прав человека.

Ордер, выданный прокуратурой Мюнхена на арест 13 предполагаемых сотрудников ЦРУ, обвиняемых в похищениях людей, тоже отягощает положение федерального канцлера, которая стремится к трансатлантической гармонии: если она всерьез отнесется к теме о защите прав человека, то в интересах юридического разбирательства ей опять-таки придется рискнуть конфликтом с Вашингтоном. Это не сулит ничего хорошего по крайней мере на оставшийся срок пребывания администрации Буша у власти: черные тучи затмевают любую попытку трансатлантического сближения.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru