Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июля 2007 г.

Жак Ширак | Le Monde

Политическое финансирование: что я хочу сказать французам

В соответствии с моими представлениями о том, каким требованиям должен отвечать политический руководитель, я по окончании второго срока, который мне доверили французы, дал понять судье, рассматривающему дело о финансировании партии "Объединение в поддержку республики", что я в его распоряжении и готов ответить на вопросы, которые он хочет мне задать. По этому поводу у нас состоялась встреча. Я считаю это совершенно нормальным и соответствующим той концепции республиканских принципов, которой я всегда придерживался.

Именно эти принципы заставили меня высказаться, чтобы прояснить для французов вопрос о финансировании политической жизни, со временем становящийся все менее понятным, особенно для наших самых молодых сограждан.

Продолжительность и разнородность политических полномочий, которыми я был обличен, дают мне право судить об этом вопросе.

На рубеже 1970-х, до роста коммуникационных потребностей политических организаций и, как следствие, потребностей их финансирования, не было юридических норм, регулирующих этот вопрос. Это были времена, когда право было представлено гораздо меньше, чем сегодня. Такие различные политические организации, как политические партии, ассоциации, профсоюзы и кабинеты министров, действовали на основании обычаев, сложившихся за многие годы. Если говорить о политических партиях, помимо членских взносов, по природе своей незначительных, они взывали к щедрости то одних, то других. Частные лица, иногда бывшие, а иногда и нет активистами партии, предприятия, даже государственный бюджет вносили свой вклад в финансирование политических организаций, беря на себя оплату расходов или финансируя собственно кампании посредством прямого финансирования, покрытия расходов, предоставления персонала или оплаты освобожденных работников.

Это был общеизвестный факт, вполне приемлемый потому, что партии, до 1988 года не имевшие устава, согласно 4-й статье конституции, имели равные права в борьбе за голоса избирателей, и в этом смысле брали на себя общественно-полезную миссию, без которой не было бы демократии.

Первые выборы президента Республики всеобщим голосованием в 1965 и появление двух основных выборов - европейских и региональных - неминуемо привело к переменам. Потрясения стали неизбежны еще и из-за резкого роста расходов на связи с общественностью и рекламу на фоне развития медиасферы. Все партии, если хотели быть услышанными и играть роль в демократических дебатах, были вынуждены следовать этим путем, а значит, привлекать финансовые средства, не идущие ни в какое сравнение с необходимыми ранее. Наконец, и судьи реформировали систему, адаптировав ее к скрытым практикам, которыми никто доселе не интересовался.

Так как сознание изменилось и задействованные суммы уже не были прежними, возникла необходимость в кардинальном изменении условий финансирования политических организаций.

Потребовалось несколько лет, чтобы перейти от мира, основанного на традициях и договоренностях, к режиму, находящемуся под пристальным наблюдением закона.

Во Франции, а также в США, Германии, Великобритании партии были вынуждены адаптироваться к изменившейся действительности. Все крупные демократии столкнулись с трудным периодом перехода из неправовой зоны устаревших традиций к четким правовым принципам, приспособленным к потребностям финансирования политических партий. Нередко нам приходилось делать несколько попыток, чтобы добиться удовлетворительных результатов.

Франции, которая сегодня идет в авангарде соблюдения законности, между 1988 и 1995 годом понадобилось принять три закона: два были предложены правыми и один - левыми, но все приняты подавляющим большинством голосов парламентариев. При президенте Миттеране в 1988 году мы приняли первый закон. Он касался финансирования предвыборных кампаний. Закон 1990 года касался финансирования партий предприятиями. Но только в 1995 году мы достигли того, что мне представляется наилучшим решением: запрета любого финансирования партий со стороны предприятий. Мы ввели справедливое и прозрачное государственное финансирование политических партий и предвыборных кампаний.

Именно на период, предшествовавший принятию закона января 1995 года и отмеченный резким ростом потребностей и несоответствием существующих правил, приходится большая часть так называемых дел о финансировании политических партий. Они затронули все организации, как правые, так и левые.

В духе такой ясности и ответственности я рассчитываю напомнить судьям об этом контексте, без учета которого невозможно понимание ситуации. В качестве председателя партии "Объединение в поддержку республики" я с 1984 года стремился к созданию общества развития и гласности, нацеленного на то, чтобы гарантировать прозрачность финансирования движения. Я стремился к отказу от устаревших традиций. Именно это я надеюсь объяснить судьям.

Я делаю это, руководствуясь уверенностью, которой я надеюсь поделиться с французами: политические лидеры того времени действовали честно и заботились об общественном благе. Попытка перенестись в то время позволяет оценить, насколько тяжела была их задача. Потребовалось семь лет проб и ошибок, чтобы найти адекватные юридические рамки. В то же время необходимо было как можно скорее перейти от унаследованных от далекого прошлого практик, ставших неприемлемыми, к четким и прозрачным правилам, установленным законом.

За карикатурными образами скрывается действительность: эти дела, касающиеся как левых, так и правых, очень в редких случаях были связаны с личным обогащением, а законы, принятые в тот период, сегодня обеспечивают образцовые демократические рамки.

За все это я готов отчитываться и держать ответ. Отчитываться - перед общественным мнением, держать ответ - перед судьями. И в том, и в другом случае я сделаю это честно.

Жак Ширак - бывший президент Французской республики.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru