Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июня 2003 г.

Алекси Брезе, Патрис Бюрна | Le Figaro

"Французское масонство чувствует себя хорошо, потому что в нем нет однообразия"

Будучи "тайным" обществом, французское масонство, тем не менее окажется под лучами прожекторов в понедельник в связи с началом церемоний по случаю своего 275-летнего юбилея. Главы лож будут приняты премьер-министром, а затем и президентом Республики. В самом деле, вот уже скоро триста лет, как масоны присутствуют в истории нашей страны со своими институтами, со своими законами. Конечно, они уже не имеют той власти, какой обладали в эпоху Третьей республики, но они никогда не уходили из коридоров власти. Часто они бывали в правительстве, но еще чаще ? в министерских кабинетах и в высшей администрации. Если брать недавнюю историю, то можно вспомнить об их участии в прекращении гражданской войны в Новой Каледонии. В парламенте они неизменно поддерживают прохождение либеральных законов в области нравов (контрацепция, добровольное прерывание беременности ? ДПБ) и прогрессистских законов в сфере социальной защиты. В то же время масоны фигурировали в целом ряде скандальных дел, потрясавших Пятую республику. Обо всем этом Ален Бауэр ? Великий мастер французской ложи "Великий Восток", Мишель Барат ? Великий мастер Великой ложи Франции, Жан Мюрат ? представитель Жан-Шарля Фёльнера, Великого мастера Великой национальной ложи Франции (ВНЛФ), Сильвия Граз ? Великий мастер ложи "Право человека" и Мари-Франс Пикар ? Великий мастер Великой женской ложи Франции согласились говорить вполне откровенно.

? Вы отмечаете 275-летний юбилей основания во Франции франкмасонского ордена. Есть ли масонству что сказать французского обществу сегодня?

Ален Бауэр: Его послание ? то же, что было 275 лет назад: масонство ? это место, где можно говорить обо всем, где вас выслушают с уважением, не станут перебивать, где можно дискутировать без гнева, раздражения, без запретов. Это послание сегодня актуально как никогда.

Мишель Барат: В сущности, вопросы, стоящие перед нами сегодня, не очень отличаются от тех, что вставали в XVIII веке. Мы продолжаем думать и говорить, что республика духа еще возможна.

? Вас пятеро за этим столом. В чем вы отличаетесь друг от друга?

Сильвия Граз: Что нас отличает, так это внутреннее функционирование наших лож. Каждая из них имеет свои правила. Но у всех общее единое начало ? уважение ценностей франкмасонства.

Мари-Франс Пикар: Мы решили создать женское объединение. Эта черта составляет нашу специфику, но ясно, что все мы следуем единому методу.

Жан Мюрат: Я все же сказал бы, что Великая национальная ложа Франции олицетворяет собой особый путь. Наша первейшая обязанность ? вера в Бога, великого архитектора Вселенной ? побуждает нас использовать другую методологию. В то время как другие погружены в вещи конкретные, сиюминутные, мы вписываемся в систему индивидуального самообразования с метафизическим оттенком, которая дает нам надежду.

Ален Бауэр: Наше многообразие дает свободу. Мы находимся в таком же положении, как читатель перед газетным киоском. Если в нем продается только одна газета, какой бы хорошей она ни была, то свободы выбора не будет.

Мишель Барат: Совершенно согласен. Единообразие убийственно. Если французское масонство хорошо себя чувствует ? в отличие от англосаксонского, ? то это потому, что в нем нет единообразия. Уже давно во Франции существует девять лож. Я счастлив, что благодаря решению ВНЛФ вписаться в этот пейзаж мы отпразднуем этот 275-летний юбилей вдесятером.

? По этому случаю франкмасоны будут приняты Жаком Шираком и высшими руководителями Республики. Не признак ли это возросшего участия в политике?

Сильвия Граз: Все зависит от того, о какой политике идет речь. Если о политике в благородном, гражданском смысле слова, то да. Но если мы говорим о "другой политике", то "Право человека" не собирается в ней участвовать.

Жан Мюрат: ВНЛФ ощущает себя частью политической и общественной жизни Франции, но мы участвуем в ней символическим образом, а не в ходе прямого обсуждения социальных сюжетов, которые могут породить лишь взаимные обиды.

Мишель Барат: Масонство было Церковью Республики. Потом Республика испугалась масонов. Она попыталась убить своего отца. Сегодня мы ? совершенно светские люди и хотим, чтобы масонство было отделено от государства. Внимание, которое нам уделяется, показывает, что мы можем быть "чистой совестью" Республики.

? Можно ли сказать, что масоны продолжают быть вдохновителями законов Республики?

Ален Бауэр: Перед началом второй мировой войны 60 процентов французских политиков были масонами. Они находили в своих ложах хорошие идеи. Затем они оказывались в парламенте, который принимал ту или иную идею. Эти времена прошли. Сегодня настало время убеждения. Когда мы утверждаем, что свобода поиска ? это главный вопрос и что законодатель соглашается с нами, это значит, что по данному пункту и в данный момент между общественным мнением и масонами установились особые отношения.

Жан Мюрат: В сущности, влиянием пользуется не столько масонство, сколько масоны.

? Какие из ваших главных идей могут завтра привести к крупным изменениям в обществе?

Мари-Франс Пикар: Мы много размышляем о равенстве между мужчинами и женщинами, об эволюции статуса женщин и жизни женщин, а также детей. Но каждый масон и каждая масонка имеет право на личное участие или неучастие в жизни общества. Никто не обязан проводить групповые акции.

Мишель Брат: Наши труды относятся прежде всего к сфере науки. Сегодня мы переживаем социальный регресс: ненависть к разуму порождает ненависть к науке. В результате свобода поиска оказалась под угрозой. Если удастся, например, запретить клонирование, это будет гигантским откатом назад. В XIII веке осуждали врачей, проводивших вскрытия. Религиозный террор все еще существует.

Сильвия Граз: Я выскажусь несколько иначе. За всеми этими вопросами стоит проблема не только социального, но и гуманитарного выбора. Раньше все, что касалось науки, способствовало улучшению жизни людей. Сегодня мы уже ни в чем не уверены.

Ален Бауэр: Спор об этом был начат еще Ньютоном, ученым-рационалистом, богословом-еретиком, экспериментатором, служившим научному прогрессу. Франкмасонство родилось из научного поиска и знания. Нельзя ограничивать свободу фундаментальных исследований, потому что франкмасонство ? это свобода. Но мы не можем и согласиться на репродуктивное клонирование, так как это отрицание самого человечества. Вот почему компромисс, к которому мы пришли с министром здравоохранения Жан-Франсуа Маттеи, кажется мне разумным: эксперимент сроком на пять лет с автоматическим продлением позволит ученым, которые хотят помочь страждущим, умирающим или не могущим иметь детей не потерять втуне десятки лет.

? Вы работаете также над проблемами эвтаназии и добровольной смерти?

Мари-Франс Пикар: В марте мы провели коллоквиум на тему "Умирать достойно": 50 процентов членов нашей ложи считают, что этот вопрос следует ввести в правовые рамки, тогда как другая половина считает, что он должен остаться вопросом личного выбора каждого человека.

Ален Бауэр: У членов ложи, разумеется, нет единого мнения на этот счет. Но после дискуссий мы пришли к единой позиции. Вместо того чтобы говорить о праве жить или умирать достойно, мы задались вопросом: что является священным ? тело или воля? Мы пришли к заключению, что нужно разрешить свободное выражение человеком своей воли.

? Выступаете ли вы за принятие закона, гарантирующего это выражение?

Жан Мюрат: Для нас этот момент пока еще не ясен. Мы находимся в подготовительной стадии. Когда-нибудь индивидуальное формирование и этика каждого из нас позволит выработать правильное решение, с которым согласятся все. Должно пройти время.

Мари-Франс Пикар: А еще нужна смелая, подлинная дискуссия в обществе!

Сильвия Граз: Не забывайте, что масонское время не имеет ничего общего с обычным временем. Нужна долгая, очень долгая работа в ложе, чтобы появились решения или предложения. Вот почему создается впечатление, что по некоторым вопросам социальной жизни мы то отстаем, то обгоняем нашу эпоху.

Ален Бауэр: Возьмите вопрос о светскости: пятьдесят лет нас считали из-за него старомодными. Два года назад этот сюжет вошел в моду. Почему? Потому что мы вступили в эру религиозного регресса и конфликтов. Франция остается одной из редких светских стран, стоящих перед лицом американской сверхдержавы, которая таковой не является. Мы видим, что во всем мире происходят религиозные столкновения. Наш брат из ВНЛФ прав: там, где есть религия, есть ссора. Лучший способ избежать ссоры и войны ? это находиться в светской структуре.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru