Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июня 2006 г.

Эндрю Крамер | International Herald Tribune

Россия набирает обороты как производитель стали

Диктатора Иосифа Сталина, чья фамилия была производным от слова "сталь", казалось, зачаровывал этот металл, и он бросал ресурсы на его производство во время быстрой индустриализации СССР.

Сегодня у России больше стали, чем возможностей ее использовать. При дешевизне труда, энергии и железной руды огромные металлургические заводы, когда-то считавшиеся затратными динозаврами советских времен, снова начинают выглядеть устрашающе.

В понедельник самый богатый человек России Роман Абрамович купил 42% крупнейшей в стране стальной группы Evraz - по оценкам, за 3 млрд долларов. Это вторая крупная стальная сделка с участием российской компании за три недели.

Перед этим третий по величине российский производитель стали, компания "Северсталь", объявила о слиянии с люксембургской Arcelor, которая стремится избежать враждебного поглощения Лакшми Митталом, индийским бизнесменом, консолидирующим стальные заводы в мировую империю.

Поскольку Абрамович, близкий союзник президента Владимира Путина, в последних сделках тесно сотрудничал с Кремлем, аналитики интерпретировали покупку Evraz как шаг в сторону консолидации российской стали в большой контролируемый государством холдинг.

Россия стремится создать если не стальной "Газпром", то компанию, обладающую весом и влиянием в ценообразовании, способную конкурировать с Mittal и выйти за пределы России.

Индустриальная стратегия, отметили эксперты, заключается в консолидации российской отрасли вокруг одной-двух компаний национального значения (эта тенденция очевидна и в таких отраслях, как производство энергоносителей, автомобилей и самолетов), одновременно устанавливая связи с иностранными производителями стали, чтобы обеспечить себе рынок экспорта.

"За этим достаточно ума и логики, - сказал Сергей Донской, аналитик по металлам в московской брокерской конторе "Тройка Диалог". - Усиливаются позиции на переговорах с поставщиками сырья. Ваша позиция лучше и на переговорах о продажах".

Пока Абрамович не сделал никаких намеков, касающихся общей стратегии, но это не помешало распространяться слухам, что в российской стали что-то назревает.

Холдинг Абрамовича Millhouse Capital выпустил редкое заявление с похвалами в адрес руководства Evraz, зарегистрированной в Люксембурге стальной группы, чьи главные рудники и заводы находятся на юге Урала.

"Получил он политическое задание прийти и консолидировать отрасль? Посмотрим, - сказал Майкл Каванах, аналитик по металлам в московском банке МДМ. - От Evraz мы ничего такого не слышали. Все с недоверием выслушивают слова, что ему просто понравилась компания и ее менеджмент".

Российских производителей стали отличает изобилие денег и дешевое производство. Возможно, они готовы к новому этапу, выходу на мировой уровень. "Северсталь" подбирается к крупному пакету Arcelor, второй крупнейшей компании мира после Mittal, и другим стальным компаниям страны придется задуматься о расширении возможностей, считают аналитики.

Arcelor отмечает, что сделку с "Северсталью" должны одобрить акционеры, группа которых во главе с инвестиционным банком Goldman Sachs выступает против слияния. Они называют сделку защитой от поглощения Mittal Steel, таящей в себе не меньше угроз.

Но амбиции российских производителей, касающиеся международного расширения, идут дальше сделки с Arcelor.

В процессе отрасль может наконец пожать плоды десятилетий советских инвестиций в производство стали и добиться более благоприятных условий экспорта стали, которую больше не используют для производства оружия и военной техники.

Сегодня советский упор на сталь привел к тому, что Россия производит примерно вдвое больше внутреннего потребления.

Попутно российские СМИ сообщают, что Evraz ведет переговоры о слиянии с зарегистрированной в Лондоне компанией Corus, одним из крупнейших мировых производителей. Компания сама возникла в результате слияния British Steel и NethHoogovens из Нидерландов.

По этому плану Corus сможет производить конечные продукты с меньшими затратами, покупая российскую сталь, а не производя собственную. Сделку могут воспринять неоднозначно из-за сокращения рабочих мест в Европе.

Владимир Катунин, аналитик по металлам в брокерской конторе ATON, сказал, что Абрамович действует как агент российского государства по консолидации отрасли, используя выручку в 13,1 млрд долларов от продажи своей компании "Сибнефть" контролируемому государством "Газпрому", и в будущем продаст контрольный пакет акций государству.

"Он просто посредник, осуществляющий сделки, которые правительство не сможет осуществить, - сказал Катунин о переговорах с Corus. - Государство получает зарубежные активы, которые в ином случае не могло бы купить. Абрамович - двигатель создания национальной стальной отрасли в России".

Международные слияния могут стимулировать в России увеличение производства стального сырья - известного как стальные слябы - для поставки новым партнерам, отметил Донской.

Это может увеличить влияние России в отрасли. В настоящее время Россия соперничает с Японией за первое место в экспорте стали.

Однако на мировых ценах на сталь это сильно не отразится, сказал Донской. Даже произведенных в России в 2005 году 65 млн тонн, то есть примерно 6% мирового производства стали, оказалось недостаточно, чтобы поколебать мировые цены.

Нефтяные компании, получившие доступ к российской продукции через слияния и поглощения, не снизят цены, но смогут смягчить маржу прибыли, отметил Донской. Обратной стороной будет увеличение риска через инвестиции в изменчивую российскую экономику.

"Если это игра с нулевым результатом, в выигрыше оказываются производители стали", - заявил Донской.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru