Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 марта 2007 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Четырехлетняя оккупация оказалась хуже Хусейна и Сталина

Во вторник западная пресса пишет о печальном юбилее - четыре года назад США начали войну в Ираке.

Газета The Independent в редакционной статье "Четыре года чудовищных страданий" пишет: чем больше проходит времени, тем больше эта военная авантюра приобретает черты катастрофы для всех, кто в нее вовлечен. И не в последнюю очередь, для людей в Ираке.

Масштабный опрос общественного мнения, проведенный в Ираке компанией BBC в сотрудничестве с другими, возможно, не настолько строго научен, каким он мог бы быть в условиях мирного времени, но его вердикт сокрушителен. В ответ на вопрос, хорошо ли они живут, два года назад 71% респондентов ответили "да", а сейчас эта цифра уменьшилась почти вдвое. Меньше 5% выразили веру в коалиционные силы, а 51% опрошенных сказали, что нападения на оккупационные войска оправданны. Половина опрошенных считают, что сейчас они живут хуже, чем при Саддаме.

Хотя иракцы пострадали наиболее сильно, они не единственная жертва. Последние четыре года были крайне пагубны для британской армии, чьи войска вынуждены сражаться на войне, которую, как им известно, почти никто у них на родине не одобряет. Восхищение их мужеством и преданностью своему делу не могут сделать благородным дело, которое является не только тщетным, но и попросту дурным, пишет газета.

Это были не самые лучшие годы для отношений между Великобританией и Соединенными Штатами - они, по иронии судьбы, благодаря блэровской стратегии поддержки США утвердили образ американского президента, который, по выражению одного американского ученого, предстал как квинтэссенция "гадкого американца" - высокомерного, грубого, некультурного, невежественного, ни с кем не считающегося и агрессивного.

Американская The Washington Post пишет о том, что в более полном опросе ABC News, который проводился совместно с немецкой телесетью ARD, BBC и USA Today, иракцам в числе прочих был задан вопрос, идет ли в стране гражданская война. 42% заявили, что война идет. Из 56%, считающих, что страна не находится в состоянии гражданской войны, более четырех из десяти человек говорят, что вероятность конфликта велика.

69% иракских респондентов полагают, что присутствие войск США в стране в целом ухудшает состояние с безопасностью. Однако лишь 35% заявили, что силам США и прочих стран коалиции нужно "уйти немедленно". 38% заявили, что войска должны оставаться в стране до восстановления безопасности. 14% считают, что силы коалиции должны остаться, пока не наберет силу иракское правительство. 11% уверены, что войска должны оставаться, пока иракские силы не смогут действовать сами.

Газета El Pais в статье "Годовщина" указывает, что 20 марта 2003 года по решению США и Великобритании, при поддержке Испании и других стран начался один из самых грязных и непростительных эпизодов в нынешней истории человечества. Поправ все международные законы, под предлогом усиления борьбы с терроризмом начиная с 2003 года развернулось разрушительное наступление на правовое государство и саму сущность международного сообщества. По пути были отринуты такие институты, как ООН, насилу оправившиеся к настоящему времени.

Итальянская La Repubblica пишет о Кадуме Джаваде аль-Джабури - экс-чемпионе Ирака по бодибилдингу. Но своей славой он обязан не окружности бицепсов, а тому факту, что именно он четыре года назад, 9 апреля, набросив петлю на шею гигантской статуи Саддама с винтовкой в руках, стоявшей в центре площади Рая, низверг ее. Этот эпизод, символ окончания тирании, был показан всеми телеканалами мира.

Кадуму 41 год, он шиит, женат, имеет пятерых детей, и этот гигант, поддерживающий форму культуриста, спустя 1540 дней говорит, что горько раскаивается в содеянном. Он не только не сделал бы этого вновь, не разбил бы молотом бронзовую голову деспота, но, по его словам, как и подавляющее большинство его соотечественников, он пришел к убеждению, что раньше жилось лучше, что американская оккупация еще хуже саддамовской диктатуры и что теперь "каждый следующий день хуже предыдущего".

Лично у Кадума была не одна причина, чтобы таить зло на бывшего раиса и его чудовищную семью. Кадум занимался спортом, но его настоящей работой, как и сейчас, был ремонт мотоциклов. 14 июня 1998 года в его механическую мастерскую в Шарар-е аль Кифах, в промышленной зоне Багдада, в сопровождении телохранителей приехал Удей - жестокий психопат, старший сын президента. У Удея была страсть к мотогонкам, и один из мотоциклов из его конюшни требовал ремонта. Это был японский мотоцикл.

"Имей в виду, он мне очень дорог", - предупредил его Удей. "Не беспокойтесь, господин, я все сделаю", - заверил его Кадум и выполнил работу с основательностью еще большей, чем всегда. Он знал, что этот молодой человек легко впадал в гнев и многие поплатились жизнью за то, что осмелились ему перечить. Мотоцикл был отремонтирован, а Удей всего лишь позабыл расплатиться. И когда, некоторое время спустя, Кадум осмелился напомнить об этом одному из его эмиссаров, ответом была угроза: "Ты осмелился просить деньги у председателя Олимпийского комитета?". Но Кадум продолжал настаивать: "Я работал столько дней". И оказался в тюрьме "Абу-Грейб", как какой-нибудь преступник. Без всякого суда и предъявления обвинений. Просто так. Могущественный отпрыск так решил, вот и весь разговор, пишет газета.

Кадум был приговорен к 20 годам заключения, но через четыре года, в 2002 году, по амнистии его выпустили. "Не только моя семья расплачивалась за преступления, которые она не совершала, - почти оправдывается Кадим. - Многие члены моего клана оказывались без всякой причины в тюрьме, некоторых даже повесили. Я ненавидел до смерти этого человека, когда 9 апреля того года сидел в баре в Аль-Батауине с друзьями. Мы узнали, что в город вошли американцы, и мы побежали на площадь Рая. Все остальное известно - я помог свергнуть этого монстра. Совершая это, мы как бы осуществляли свою мечту, как будто я и многие другие, пострадавшие от его деспотизма, отомстили за свои исковерканные жизни".

Но за четыре года многое изменилось. А в Ираке все изменилось в худшую сторону. "Если это демократия, - говорит Кадум, - выйти из дома и не знать, вернешься ли ты, не иметь работы, когда твой сосед считает тебя врагом только лишь потому, что ты шиит, а он суннит, то я могу сказать одно: я бы предпочел жить при Саддаме. Дьявол, которого ты знаешь, всегда предпочтительней того, которого не знаешь. Раньше ты знал, кто твой друг, а кто - враг. А теперь как можно различить людей? Ситуация стала намного более опасной. Конечно, Саддам был как Сталин, но оккупация оказалась гораздо хуже".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru