Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 ноября 2007 г.

Томас Виде | Handelsblatt

Окольными путями дойти до правосудия?

Ольге Менешевой из Батайска не повезло: в 1999 году 19-летняя девушка оказалась в милиции, которая расследовала дело в отношении ее предполагаемого друга. Три человека в гражданской одежде без объяснения причин приволокли ее в отделение. Там ей угрожали, ее избивали, и в конце концов судья приговорил ее к 5 дням задержания за сопротивление сотрудникам милиции. Ей не был предоставлен ни врач, ни адвокат.

После вызвавшего волну критики процесса над нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским российское правосудие было взято под наблюдение. Тем временем самый богатый русский отбывает восьмилетнее заключение и теперь снова должен предстать перед судом - возможно, еще до президентских выборов в марте 2008 года. Несмотря на то, что в российской системе правосудия наметился относительный прогресс, здесь все еще остается много темных пятен. До сих пор иностранные инвесторы и российские граждане должны искать окольные пути для того, чтобы получить причитающееся им по праву.

Так, и Ольге Менешевой в конце концов удалось добиться справедливого суда. После того как в России ей неоднократно сделать этого не удалось, она обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В 2006 году был вынесен приговор: ей положена компенсация от российского государства в размере 35 тыс. евро. Государство обязано выплатить компенсацию как член Совета Европы.

В настоящее время 20% всех дел, попадающих в Страсбург, приходится на долю России, и это число исчисляется десятками тысяч - начиная от серьезных нарушений прав человека и заканчивая конфликтными ситуациями вокруг выплаты пенсий. Там же находится сейчас и дело Ходорковского, но пока неясно, когда суд вынесет свой вердикт.

По словам Пьера Дибмана, второго секретаря делегации Еврокомиссии в РФ, все дела можно разделить на три категории: сверхдолгая продолжительность процесса, неисполнение приговора и так называемый "моральный ущерб". Постановление, вынесенное российским судом, не подразумевало компенсации Ольге Менешевой за перенесенные мучения и страх. По словам Дибмана, Россия, как правило, выполняет постановления Страсбурга, однако не выполняет требований Европейского суда по правам человека относительно изменения законодательства. Растущее число дел в Страсбурге является доказательством недоверия в отношении российской системы правосудия. Тем не менее, такое количество дел оказывает и положительный эффект: все больше юристов в России используют решения Страсбургского суда в аналогичных случаях. "Нередко судьи в таких случаях склонны следовать приговорам, которые выносил Страсбургский суд", - говорит Дибман.

Несмотря на растущую стремительными темпами коррупцию - Transparency International сообщала, что сумма ежегодно выплачиваемых взяток судам составляет 210 млн долларов, - суды все же лучше, чем о них говорят, считает Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты. К нему приходят люди, которые хотят бороться со строительным беспределом, вредом, который компании наносят экологии, а также с социальными проблемами. "Суды работают профессиональнее, чем в 1990-е годы", - считает Аверкиев. Для гражданина дорога в суд не обязательно заведомо чревата поражением, хотя, как свидетельствует Аверкиев, существуют регионы, где суд не вынесет приговор, если он идет вразрез с интересами губернатора.

При этом Высший арбитражный суд пользуется хорошей славой. По словам Томаса Мундри из адвокатского бюро Nörr, Stiefenhofer, Lutz, у иностранных инвесторов есть все шансы выйти из спора с российскими налоговыми органами победителями. Это же касается и вопросов интеллектуальной собственности или защиты авторских прав. "Законодательство в принципе не такое уж плохое", - говорит Мундри. Если ведомство действует с нарушением законов, имеет смысл отстаивать свои интересы в суде. Адвокаты, тем не менее, критикуют проблемы, связанные с исполнением приговоров.

Еще одной проблемой становится недостаточный уровень образования юристов. По мнению экспертов, готовность учиться у Запада уменьшилась. Российские защитники сетуют на то, что они - несмотря на предусмотренный законом запрет - привлекаются в качестве свидетелей на процессах своих подзащитных, что вынуждает их складывать полномочия. Возможно, прокуратура пытается таким образом устранить квалифицированных адвокатов из получивших резонанс процессов. Во время процесса над Ходорковским проводились обыски в адвокатских бюро и были конфискованы документы, что противоречит предусмотренной законом адвокатской тайне.

В том, что российское правовое государство при необходимости может быть очень эффективным, на собственном опыте сегодня приходится убеждаться заместителю министра финансов Сергею Сторчаку. Он был задержан по подозрению в присвоении государственных средств на сумму в несколько миллионов долларов. Премьер Виктор Зубков объявил о решительных мерах, направленных на борьбу с коррупцией, - в преддверии выборов это всегда приносит свои плоды.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru