Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 августа 2008 г.

Гэбриэл Шенфелд | The Wall Street Journal

Ядерная угроза России - это не просто слова

Что стоит за желанием Москвы сокрушительно раздавить Грузию? Аналитики делают упор на новообретенной уверенности России в ее экономической мощи, ее решимости поквитаться за униженность 1990-х годов, на ее обидах, связанных с Косово, планами американской системы ПРО, включающей в себя Польшу и Чехию, а также расширением НАТО на восток.

Но, возможно, есть еще одна важная составляющая, которую упускают из виду. А что, если медведь осмелел благодаря переменам в расстановке ядерных сил США и России?

Согласно Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), вступившему в силу в 1994 году, США и СССР кардинально сократили свои арсеналы стратегических ядерных вооружений - точнее, вооружений межконтинентальной дальности. Благодаря Договору о СНП от 2002 года были произведены еще большие сокращения, так что стратегические ядерные "зонтики" обеих сторон сделались просто "карманными".

Но в категории тактического оружия - то есть оружия малой дальности - ситуация совершенно иная. Здесь США, действуй односторонне, практически не трубя в фанфары, значительно сократили свой арсенал нестратегических ядерных боеголовок. Еще в 1991 году США начали списывать в утиль все свои ядерные боеголовки баллистических ракет малой дальности, а также артиллерийские снаряды с ядерной начинкой и противолодочные ракеты. По данным Bulletin of the Atomic Scientists, сегодня ни одной единицы этого оружия попросту не существует. Это же авторитетное издание сообщает, что, по его оценкам, количество тактических боеголовок в арсенале США сильно сократилось - раньше счет шел на тысячи, теперь же их около 500.

Россия тоже сократила свой тактический ядерный арсенал, но изначально он был намного крупнее, а сокращения производятся в более медленном темпе, так что, по некоторым оценкам, у нее теперь 5 тыс. единиц такого оружия - в 10 раз больше, чем арсенал тактического оружия США. Подобная диспропорциональность выглядела бы совсем иначе, если бы мы имели дело со стабильным посткоммунистическим режимом, движущимся в сторону демократии и интеграции с Западом. Именно такой мы надеялись увидеть Россию, когда начали сокращать свой ядерный арсенал. Но Россия, которую мы видим сегодня, далеко не такова.

Мало того, что Россия сохранила крупный ядерный арсенал, но ее военное командование и политические лидеры регулярно выступают с агрессивными угрозами о расширении дислокации этого арсенала и его возможном применении, а иногда не ограничиваются одними словами. Полгода назад Россия начала полеты своих бомбардировщиков Bear H (т.е. "Ту-95". - Прим. ред.), способных нести крылатые ракеты, вдоль побережья Аляски.

Не далее как в июле газета "Известия" пустила пробный шар - высказала идею, что Москва разместит ядерное оружие на Кубе, если США осуществят размещение элементов системы противоракетной обороны - радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше. Генерал-полковник Николай Соловцов, главнокомандующий российскими Ракетными войсками стратегического назначения, открыто говорил о нацеливании ядерных ракет на эти две страны. Владимир Путин предостерег Украину, что в случае ее вступления в НАТО Россия будет вынуждена, как он сказал открыто, нацелить свои ракеты с боеголовками на украинскую территорию. Незадолго до этого высказывания Путин жизнерадостно назвал серию полевых испытаний баллистических ракет приятным и впечатляющим праздничным салютом.

Подобные бравурные выражения резко контрастируют со сдержанностью американского руководства. "Я твердо привержен идее сохранения надежного сдерживающего потенциала при минимально возможном количестве единиц ядерного оружия, которое отвечало бы потребностям нашей национальной безопасности, - сказал президент Джордж У. Буш в 2001 году в одном из своих нечастых заявлений на эту тему. - Моя цель - незамедлительные меры для сокращения ядерных сил". Буш сдержал свое слово и принял незамедлительные меры. Но мудро ли он поступил? И, если учесть, что на мировую арену внезапно вышла воинственная Россия, какое наследие в стратегической сфере Буш оставит своему преемнику?

Россия постоянно наращивает экономическую и военную мощь и не боится добиваться своего путем угроз и применения силы. Правда, она соблюдает условия ряда договоров, но, пока мы сидим сложа руки, находит способы разрабатывать новые и сверхсовременные межконтинентальные ракеты, базируемые на земле и на подводных лодках, а также современные подводные лодки, которые будут нести на борту и запускать эти ракеты.

Как и во время холодной войны, ядерное оружие играет ключевую роль в геополитических расчетах России. "Слабых не любят, к ним не прислушиваются, их оскорбляют, и когда у нас будет [ядерный] паритет, они заговорят с нами уже по-другому". Эти слова прозвучали не в мрачные дни коммунистического прошлого. Их произнес в прошлом году первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. Они очень точно отражают менталитет, против которого выступаем и мы, и соседи России.

Гэбриэл Шенфелд - старший редактор Commentary

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru