Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 февраля 2001 г.

Пол Матил | Le Soir

Спесь против щита

Крайне редко случается, чтобы обыкновенный дипломатический визит сопровождался такими громкими событиями... в прямом и переносном смысле. Прямо накануне прибытия в Москву лорда Робертсона Россия произвела пуск трех стратегических ракет (двух баллистических и одной крылатой) и отправила свои бомбардировщики в полет в непосредственной близости от границы воздушного пространства Норвегии и Японии, чтобы напомнить гостю - если тот забыл - что Москва продолжает оставаться ядерной державой.

Кроме того, визит главы Североатлантического альянса проходит на фоне резкой полемики между Россией и Западом, в широком смысле, и российско-американской полемики, в частности. "Риторика времен холодной войны", - говорит Москва, обращаясь к Соединенным Штатам; ?Россия активно занимается распространением ядерных технологий?, - заявляет министра обороны США Дональд Рамсфелд. Вот такая ситуация?

Стороны спорят по двум основным вопросам. Во-первых, по поводу дальнейшего расширения НАТО. По мнению Кремля, принятие в Альянс даже одной бывшей советской республики, в частности, одного из государств Балтии, влечет за собой ?угрозу безопасности России?. Это, по словам Путина, все так же ?неприемлемо? для России. Между тем, данную ситуацию можно относительно легко лишить драматизма. После предыдущего этапа расширения, когда в состав НАТО вошли Венгрия, Чехия и Польша, Североатлантический блок не принимал никаких решений о приеме новых членов. На саммите НАТО в Праге, запланированном на 2002 год, будут рассмотрены кандидатуры девяти стран, три из которых - страны Балтии. Однако можно с достаточной уверенностью предположить, что по политическим и техническим соображениям, а не только лишь из-за давления со стороны России, новое расширение НАТО не станет делом ближайшего будущего, и этот факт позволит разрядить обстановку.

Второй вопрос гораздо сложнее первого. Пуск трех российских ракет был совершен не столько в знак несогласия с расширением НАТО, сколько был направлен против планов развертывания Национальной системы противоракетной обороны, иными словами, американского проекта космического щита. Это щит должен обезопасить Соединенные Штаты и их союзников, если они захотят, от угрозы, исходящей от ?стран-изгоев? (Северной Кореи, Ирана и Ирака). По мнению Вашингтона, эти государства стремятся к обладанию ядерным оружием и ракетами, способными долететь до территории США.

Русские не верят в опасность ?стран-изгоев?, и возражения Москвы в отношении этого проекта не лишены логики. Путин полагает, что Национальная система противоракетной обороны (НПРО), создание которой обойдется в миллиарды долларов, вне всякого сомнения, направлена не против такой страны, как Северная Корея, а против России. Русские считают, что вслед за развертыванием американцами космического щита, они окажутся перед серьезной дилеммой: или соглашаться с изменением соотношения сил не в пользу России, или идти на увеличение военных расходов, что поставит под сомнение проекты крупномасштабных экономических и социальных реформ, без которых невозможно обеспечить экономический подъем страны.

У кремлевского руководства президент Буш и его проект НПРО автоматически ассоциируются с президентом Рейганом и его ?звездными войнами?, ведь планы американского президента внесли значительный вклад в поражение СССР в холодной войне. Рамсфелду приходится непрерывно втолковывать своим союзникам и своим противникам, что создание космического щита - лишь вопрос времени. В аналогичной ситуации оказался и глава европейской дипломатии Хавьер Солана: страны ЕС придерживаются различных позиций в отношении НПРО, однако он призывает европейские страны к прагматизму, акцентируя внимание на том, что Договор по ПРО, подписанный еще в 1972 году и запрещающий любые проекты, подобные НПРО, - вовсе ?не библия?.

Тот факт, что Россия повышает тон, встречая Робертсона в Москве, никого не удивляет. Русские и американцы, естественно, не нуждаются в посредниках. Вместе с тем, присутствие главы НАТО в Москве может оказаться полезным. Например, чтобы попытаться развеять опасения русских не при помощи "Евангелия", как Солана, а опираясь на здравый смысл. Робертсон, вероятно, может напомнить, что НПРО - лишь виртуальное оружие, поскольку только одно испытание из трех оказалось успешным. Что верно, но тем не менее? Русские же на это ответят, что ?звездные войны? Рейгана также были лишь виртуальными, но нанесли огромный ущерб Советскому Союзу, вполне реальный ущерб.

Источник: Le Soir


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru