Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 января 2008 г.

Редакция | The Economist

От любви до ненависти...

Почему русский медведь и британский бульдог снова рычат друг на друга?

Недавно появившийся в эфире российских радиостанций рекламный ролик обнаруживает бытующее в этой стране двойственное отношение к Великобритании. Кремль приказывает Британскому совету закрыть региональные отделения в России, а популярная московская радиостанция в это время призывает покупать дома в "новом элитном коттеджном поселке" под названием "Ричмонд". Он расположен в самой дорогой части московских пригородов, рядом с резиденцией Владимира Путина. Рекламный ролик расхваливает "сочетание английского стиля и русского гостеприимства", а предлагаемый уровень безопасности и окружение должны удовлетворить запросы российской баснословно богатой элиты.

Великобритания традиционно является объектом зависти и предметом вожделений, но вместе с тем вызывает недоверие и раздражение, особенно среди российских политиков. (Говорят, Иосифу Сталину очень не нравился вид на противоположный от Кремля берег реки, где располагалось увенчанное флагом Содружества Британское посольство.) Обе стороны этого двойственного отношения объясняются тем, что Великобритания является антиподом России - в том, что касается отношения к закону, праву собственности и личным свободам. Лондон притягивает русскую элиту, одновременно являясь источником опасной демократической заразы. Возможно, скандал вокруг Британского совета выглядит как двусторонний конфликт, но на самом деле это отличная иллюстрация бытующего в России отношения к закону, к Западу и к своему собственному народу.

Корни нынешнего конфликта уходят по крайней мере на несколько лет в прошлое, к тому моменту, когда Великобритания предоставила политическое убежище Борису Березовскому, беглому российскому олигарху, и Ахмеду Закаеву, лидеру чеченских сепаратистов. Эти шаги были восприняты в Москве как недружественные, и за ними последовало несколько небольших размолвок и скандалов. После убийства Александра Литвиненко, бывшего сотрудника КГБ, совершенного в конце 2006 года в Лондоне, отношения ухудшились. Последнее обострение произошло два дня спустя после того, как Дмитрий Медведев был определен на роль наследника Путина на посту президента России.

12 декабря российский МИД заявил Британскому совету, что его региональные отделения действуют на незаконных основаниях (в последнее время все, что не нравится Кремлю, считается незаконным) и что их следует закрыть. Но, поскольку на то не было судебного решения, Великобритания резонно возразила, что приказ МИДа не имеет законных оснований и, более того, нарушает международную конвенцию, которая регулирует его деятельность. Но министр иностранных дел России Сергей Лавров поспешил заявить, что Великобритании некого винить, кроме себя. Сначала, сказал он, эта страна затребовала экстрадиции Андрея Лугового, бывшего сотрудника КГБ, которого Королевская прокуратура обвиняет в отравлении Литвиненко при помощи радиоактивного вещества. Затем, в ответ на отказ России, Великобритания пошла на обострение отношений с ФСБ, наследницей КГБ, и заявила о намерении ужесточить визовый режим для российских чиновников.

Другими словами, приказ о закрытии отделений Британского совета едва ли связан с правовым или сомнительным (по утверждению российских чиновников) налоговым статусом британской культурной организации. Когда, по прошествии длительных зимних праздников, несмотря на приказ российских властей отделения БС открылись вновь, в России это назвали провокацией. Но вместо того, чтобы обратиться в суд, российский МИД обратился в ГИБДД и спецслужбы. Российских сотрудников Британского совета вызывали в ФСБ для "разъяснительной беседы", а Стивена Киннока, главу петербургского отделения Британского совета, сотрудники ДПС остановили за незначительное нарушение и обвинили в вождении в нетрезвом виде. В Британском совете говорят, что эти акты устрашения вынудили организацию закрыть региональные отделения (в Москве ее деятельность пока разрешена).

Без ответа остается один вопрос: зачем это нужно России за шесть недель до президентских выборов, которые состоятся 2 марта? Согласно оптимистичной версии, ФСБ, раздосадованная выдвижением Медведева, который никогда не служил в КГБ, хочет напомнить о себе. Другая, вызывающая беспокойство теория, состоит в том, что этот натиск является частью предвыборной программы и отражает антизападный настрой, который, похоже, будет царить в российской политике в течение следующих нескольких лет.

Лавров обвиняет Великобританию в колониализме, а министр иностранных дел Великобритании Дэвид Миллибэнд называет действия российского правительства "предосудительными" и говорит о возвращении в советскую эпоху. Но есть одно важное отличие. Сегодняшние российские лидеры, не в пример партийным боссам былых времен, владеют собственностью в Лондоне, многие из них отправляют детей учиться в элитные английские школы. По словам критиков, это делает поступки российских чиновников особенно лицемерными. Закрывая региональные отделения Британского совета, они чинят препятствия россиянам с менее широкими возможностями, которым программы этой организации приносили пользу. По словам Энтони Брентона, посла Великобритании в Москве, больше всех участников этой истории пострадали простые россияне. Это, похоже, не беспокоит российскую правящую элиту: "Ричмонд" - это клуб для людей из высшего общества.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru