Архив
Поиск
Press digest
19 января 2021 г.
21 июля 2015 г.

Питер Бейкер | The New York Times

Книга Уолтера Лакера "Путинизм" - анализ личности осторожного российского лидера

На взгляд историка Уолтера Лакера, преклонение российского президента Путина перед философом Иваном Ильиным - ключ к несколько загадочной жизненной философии российского президента, пишет обозреватель The New York Times Питер Бейкер. Статья посвящена новой книге Лакера "Путинизм: Россия и ее будущее с Западом" ("Putinism: Russia and Its Future With the West" by Walter Laqueur).

На взгляд журналиста, книга Лакера - "своевременный и весьма необходимый в данный момент взгляд на переменчивого повелителя Кремля".

Лакер, автор более чем 25 книг, изучает Россию уже 60 с лишним лет. "В то время как некоторые американцы воспринимают Путина как всего лишь советского лидера-реваншиста или же современного Сталина, Лакер понимает, что не так все просто", - говорится в статье.

Автор поясняет: Путин отдает дань памяти старым символам и в чем-то реабилитировал Сталина, откликаясь на позицию части россиян, но не является коммунистом старой школы.

"В той мере, в какой Путин сформулировал философию управления страной, он четко дал понять, что выступает за возрождение сильного государства", - продолжает журналист.

В то же время "попытки Путина давать политические формулировки часто выглядели скорее гибкостью, чем продуманными шагами, действиями лидера, который эксплуатирует некие идеи, чтобы сохранить власть, и опасается, что чужаки попытаются ее отнять", говорится в статье.

Лакер пытается нащупать стержневой принцип. "Он пишет, что путинизм - это, по-видимому, государственный капитализм с элементами либеральной экономической политики, но значительным вмешательством государства - "почти тотальным вмешательством, когда дело касается важных вопросов". В России есть внешний антураж демократии (выборы, парламент, СМИ), но нарастает ощущение, что все это только показуха. А "важнейший компонент новой идеологии - национализм вкупе с антизападными настроениями", - говорится в статье.

В последние годы Путин пытается позиционировать себя как поборник могущества Евразии. "Лакер не попался и на эту удочку, - пишет рецензент. - Несмотря на все разговоры о влиянии монголов на страну, которая простирается вплоть до Тихого океана, Лакер отмечает, что в плане культуры, истории, языка и религии Россия по-прежнему намного больше связана с Европой".

На взгляд Бейкера, подход Путина всегда уходил корнями в тоску по утраченному статусу сверхдержавы и его обещания возродить величие. Но если раньше Путин искал величия в членстве в элитарных международных организациях, то в последнее время он разжигает обиду на Запад. Он объявил себя защитником русских, а Россию - защитницей морали во времена нравственного упадка Запада.

При осуществлении этого проекта Кремль вдохновляется философией Ильина. В лице Ильина, пишет Лакер, Путин и его окружение "обрели пророка, который презентует их крайне необходимую новую идеологию".

Бейкер также напоминает: в 1993 году, когда мир ждал, что Россия станет демократической, Лакер написал: "По-видимому, более вероятна авторитарная система, основанная на некоем националистическом популизме". Сегодня эти слова выглядят удручающим пророчеством, заключает автор статьи.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru