21 мая 2003 г.

Хелен Пирсон | Nature

Прослежена история ВИЧ

Американский вирус появился рано и распространился быстро

Появилось новое свидетельство того, что вирус иммунодефицита человека начал распространяться в США задолго до того, как врачи осознали, что появилась новая смертельная болезнь СПИД. Исследование может помочь создать вакцину против ВИЧ.

Исследователи реконструировали прошлое вируса, используя немногие сохранившиеся образцы крови, взятые в 1980-е годы у больных СПИДом в Нью-Йорке, Калифорнии и Джорджии.

Они подвергли генетические цепочки ВИЧ новому виду статистического анализа, сравнив их с более поздними версиями, чтобы понять, насколько быстро вирус изменялся и распространялся.

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что ВИЧ появился в США примерно в 1968 году, задолго до того, как стало известно о первых случаях СПИДа. О СПИДе впервые сообщили в 1981 году, а впоследствии признали, что болезнь нанесла удар в конце 1970-х. Это соответствует теории о примерно 10-летнем инкубационном периоде ВИЧ.

Исследователи из Центра по контролю и предотвращению заболеваний утверждают, что с самого начала вирус, по-видимому, распространялся, как лесной пожар.

Быстрое распространение вируса помогает объяснить, почему болезнь в конце концов обнаружилась, говорит Майкл Уороби, изучающий эволюцию ВИЧ в Оксфорде. Это произошло потому, что стремительно увеличивающееся количество случаев достигло критической отметки.

История

Считается, что ВИЧ передали людям африканские шимпанзе, возможно, потому, что люди ели мясо инфицированных животных. Затем один из штаммов, ВИЧ-1, распространился по всему миру.

Исследователи до сих пор не имеют ясного представления о том, как ВИЧ попал в США. Согласно одной из гипотез, вирус в страну завез стюард одной из канадских авиакомпаний Гаэтан Дугас, названный "нулевым пациентом", который передал его своим многочисленным гомосексуальным партнерам.

Последнее исследование, в котором рассматривалась генетическая цепочка "нулевого пациента", предлагает другой сценарий. Болезнь независимо возникала много раз. Даже в начале эпидемии, считают ученые, вирусы в разных городах отличались друг от друга.

Это соответствует еще одной популярной теории о том, что ВИЧ завезли туристы с Гаити. "Впервые предпринята попытка реконструировать историю эпидемии с использованием цепочек", ? отмечает Уороби.

В исторической реконструкции содержится урок для сегодняшних исследователей вакцин. Современные штаммы больше похожи на своих предшественников, чем друг на друга.

Из этого следует, что будущие вакцины, которые, как надеются ученые, позволят иммунной системе атаковать любой штамм ВИЧ, лучше было бы делать с учетом генетической цепочки. Первые работы в этой области уже начаты.