Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 мая 2004 г.

Ник Пейтон Уолш | The Guardian

Обезглавленный монстр

Убийство промосковского президента Чечни Ахмада Кадырова создало опасный для России вакуум власти

Израэль сгорбившись стоит у шоссе, ведущего из Грозного. Он и его отряд угрюмых чеченских милиционеров выборочно останавливают машины. Черная рубашка, берет и повязка выдают в нем кадыровца - члена 4-тысячной частной армии, созданной Ахмадом Кадыровым, промосковским президентом Чечни, убитым на прошлой неделе.

После туманных угроз "добраться" до тех, кто стоит за взрывом на грозненском стадионе "Динамо", лишившим его хозяина, Израэль нервно качает головой, услышав вопрос о том, кто будет преемником Кадырова. "Понятия не имею. Нам нужен человек с опытом. Настоящий мужчина". Настоящий мужчина - это тот, при ком он останется на работе.

Кадыров был важной составляющей кремлевского плана, связанного с истерзанной войной республикой. Сегодня Израэль и его коллеги, пестрый сброд, состоящий из бывших боевиков и бандитов, являются главным препятствием для Москвы, пытающейся сохранить контроль над Чечней и избрать в августе нового президента.

Жестокость кадыровцев усиливала авторитарную хватку президента. Но взрыв лишил монстра головы, и теперь он полностью зависит от своего командира, сына президента, 27-летнего головореза Рамзана Кадырова. Политика Кремля, направленная на искоренение политического плюрализма, не оставила в Чечне явного и популярного преемника Кадырова.

Рамзана и частную армию, которой он номинально командует, не любят ни российские военные, ни гражданское население. Кадыров-младший неоднократно заявлял, что не намерен баллотироваться в президенты, но нередко смягчает свои заявления, упоминая о том, что выставить свою кандидатуру ему мешает конституция. Чеченскому лидеру должно быть не менее 30 лет.

Кадыровцев, отвернувшихся от борьбы за независимость ради жестокого обращения с простыми людьми за российские рубли, считают предателями. Они не могут ни вернуться в свои деревни, ни пойти воевать с боевиками. Их зверства по отношению к чеченцам затмевают жестокость российских войск.

Отзыв об их жестокости может дать селение Аллерой. 2 мая боевики похитили в Аллерое трех мужчин и скрылись на двух украденных "Волгах". В тот же день, поминая погибшего друга жертвоприношением животного, Кадыров пообещал наказать родственников тех, кто сочувствует боевикам в Аллерое. На следующий день кадыровцы выполнили это обещание: похитили 15 школьников, 70-летнего мужчину и 50-летнюю женщину и подожгли два дома. Некоторых позже отпустили, но судьба многих остается неизвестной, а в близлежащем лесу найдено шесть трупов.

И все-таки Москва не доверяет кадыровцам. Связи между их лидерами и боевиками вызывают у Кремля подозрение, что они причастны к нападениям на российские войска, находящиеся в регионе. Российский контингент насчитывает 70 тыс. человек. В прошлом году лондонский Международный институт стратегических исследований сообщил, что количество жертв среди российских военнослужащих достигло самого высокого уровня с момента официального прекращения войны в 2000 году.

Кадыровцы являются порождением движения за независимость, расколотого российским военным присутствием, которому не удалось ни подавить мятеж, ни добиться политического компромисса, и растущего влияния исламского фундаментализма в его рядах. В результате единственным выходом для Москвы оставалось создание марионеточного режима, правление которого основано на силе и страхе.

Кадыровцев набирал местный наемник Шарани Байсаров. Он был убит в прошлом году, но его группировка сохранила контроль над Грозным, где она базируется на брошенном молокозаводе, защищая нефтяные объекты региона. На севере Чечни правит Саид Магомед Кахиев, выступивший против независимого правительство Джохара Дудаева в 1993 году. На юге руководят братья Яндарбиевы, Сулим и Хали, покинувшие движение за независимость, когда его ряды стали пополняться исламскими экстремистами.

Рамзан, хотя и не пользуется среди кадыровцев таким уважением, как его отец, командует ими. Президент Путин, стремящийся держать его в узде, сделал его заместителем премьер-министра. Однако его связи с боевиками могут еще больше разозлить российских военных, которые считают его придурковатым сыном человека, сочувствовавшего боевикам.

Резиденция Рамзана находится в Гудермесе. Через три улицы от нее стоит скромный дом, где, как говорят, в начале этого года жил главнокомандующий боевиков Аслан Масхадов. Мало кто из местных жителей верит, что Рамзан об этом не знал. Даже покойный Кадыров в апреле по ошибке заявил, что ведет с Масхадовым переговоры о его сдаче, но через несколько часов его пресс-секретарь опроверг это заявление.

Такие переговоры претили бы Москве, которая считает боевиков террористами. Они также свидетельствуют о пропасти, открывавшейся между Москвой и Кадыровым. Его заместитель Хусейн Исаев, убитый вместе с президентом, 20 апреля заявил, что доходы от чеченской нефти, сегодня поддерживающие российскую армию, должны оставаться в Чечне.

Некоторые считают, что бомба, убившая Кадырова, совершила то, что в конце концов пришлось бы сделать российским военным: уничтожила марионетку, которая переросла свои нитки. Но если Кремль не захочет мириться с влиянием Рамзана и его армии, вся структура поддержки Кадырова будет демонтирована, и без крови не обойдется.

Один из местных аналитиков напоминает: когда рыцарь убивал дракона, из его тела появлялись сотни маленьких дракончиков. "Это преследует нас в кошмарах", - сказал он.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru