Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 мая 2007 г.

Леонардо Коэн | La Repubblica

Россия-ЕС: холод в сфере прав человека

Когда немногочисленная, но шумная демонстрация начала движение от фонтана на улице Осипенко (в 17:15, день был жаркий и светлый), манифестантов не было и ста человек, в то время как журналистов, фото- и телерепортеров набралось больше сотни. Лозунги были громкими, но отважно развевавшиеся 17 желто-бело-черных флагов "Другой России" плюс единственный голубой флаг "Смены" не могли скрыть суровой правды: это "марш отсутствующих".

Обычная милицейская операция, начавшаяся неделю назад, достигла кульминации за 8 часов до этого шествия, в Москве, а аэропорту "Шереметьево". Гарри Каспарову так и не удалось сесть в самолет, летевший рейсом в Самару, его задержали, выдвинув предлог в духе гоголевских рассказов: "К сожалению, ваша бронь не подтверждается, на борту нет свободных мест". Забронированное место загадочным образом исчезло. Та же судьба была уготована и другим 26 знаменитым сопровождавшим, среди которых был Эдуард Лимонов, писатель и глава Национал-большевистской партии, объявленной вне закона. Разъяренный Лев Пономарев, лидер российского движения за права человека, безуспешно пытался добиться разъяснений. "Сожалеем, - сказали ему у стойки регистрации, - компьютер не принимает коды ваших билетов".

Невероятное объяснение касалось и небольшой группы иностранных журналистов, намеревавшихся ехать вместе с Каспаровым, в основном американских и британских, которые давно сопровождают его, становясь свидетелями громкой истории режима. Путин не мог быть в этом заинтересован. Быть может, в Кремле междоусобица? "Приближаются президентские выборы, и большие игры во властных структурах за преемника Путина уже начались", - комментирует Денис Билунов, правая рука Каспарова.

Складывалось впечатление, что российский президент не излучал оптимизма, как в лучшие дни, в ходе пресс-конференции, завершавшей саммит Россия-ЕС. Главной темой встречи с журналистами была история с Каспаровым. Канцлер ФРГ Ангела Меркель нахмурила лоб и сказала: "Я обеспокоена". Безусловно, от председателя Европейского совета все ожидали чего-то большего по вопросу прав человека, но, совершенно очевидно, и Ангела Меркель, и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу оказались в трудном положении. Москва в ответ упрекнула их в том, что они не реагируют на положение русских меньшинств в странах Балтии.

Путин был вынужден несколько раз признать, что не всегда действия российской милиции во время проведения антикремлевских митингов были оправданны: "Мне эти митинги ничем не мешают. Я полагаю, что любые акции должны быть проведены в рамках действующего законодательства и не мешать другим гражданам жить нормальной жизнью. Что касается превентивных действий, то полиция, правоохранительные органы в европейских странах тоже действуют в превентивном порядке, а не только реагируют на насилие со стороны демонстрантов. И я задаю себе вопрос: это правильно или нет? Я думаю, действия правоохранительных органов далеко не всегда оправданны".

Однако, "говоря о правах человека, я должен напомнить о том, что происходит в Эстонии и Латвии в том, что касается нарушений в отношении русскоязычного населения. Эти нарушения недопустимы и недостойны Европы. Власти Таллина должны арестовать виновных в убийстве российского гражданина, погибшего в ходе демонстраций протеста против демонтажа памятника Героям Красной армии. И мы требуем, чтобы преступники были привлечены к ответственности".

Баррозу, выражая солидарность с балтийскими странами и Польшей ( по вопросу о российском эмбарго в отношении польского мяса), все же выступил с критикой руководства маленькой эстонской республики: если решение о демонтаже памятника советским солдатам Второй мировой войны, вызывавшее гнев со стороны Москвы, "является правом суверенного государства", оно не должно применяться произвольно: "Эстония тоже имеет право менять названия, менять монументы, памятники, но в то же время, если спрашивают нас в Европейском союзе, мы отвечаем: будьте осторожны, обсуждайте эти вопросы". Потом он успокоил Путина ("Перед лицом преступления долг государств вести серьезное расследование"), но и не расстроил эстонцев ("Мы получили на этот счет гарантии со стороны Таллина").

В заключение Путин предложит свое видение причин, сказавшихся на этом саммите: всему виной расширение Европейского союза, и это усложняет двусторонние отношения. Вместе с тем он заявил: "Мы не драматизируем ситуацию".

Было также решено не драматизировать и проведение марша протеста, завершившегося без инцидентов: короткие митинги, лозунги против Путина. Главный редактор местного издания "Новая газета" сообщил, что последний номер газеты так и не поступил подписчикам. В этот раз милиция дубинки не применяла.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru