21 октября 2005 г.

Шарлотта Шуберт | Nature

Материнское молоко блокирует ВИЧ

Согласно результатам лабораторного исследования, сахаросодержащие компоненты грудного молока могут препятствовать передаче ВИЧ грудным младенцам.

Это открытие, говорят исследователи, не означает, что ВИЧ-инфицированные матери должны кормить детей грудью, потому что вирус все же может передаваться таким путем. Однако, если эти данные подтвердятся дальнейшими исследованиями, то они могут помочь в поиске новых способов препятствования передаче вируса от одного взрослого человека другому во время сексуального контакта.

Уже известно, что молоко содержит некоторые субстанции, подавляющие ВИЧ. "В грудном молоке много всякого добра, например антитела из материнского организма", - говорит Луиза Кун, изучавшая способы передачи ВИЧ в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

Сейчас Билл Пэкстон из Амстердамского университета и его коллеги обнаружили конкретные противостоящие ВИЧ компоненты грудного молока, которые оказывают наиболее сильное действие. Говорят, что этот таинственный ингредиент - это Люис-Х, вещество, которое также присутствует в крови и слюне.

ВИЧ инфицирует клетки CD4 (антигенный маркер хелперных Т-лимфоцитов), которые являются ключевым элементом иммунной системы, и разрушение этих клеток ведет к СПИДу. Некоторые исследователи думают, что вирус может попасть в клетки CD4 путем соединения с определенным видом иммуноцитов, известных как дендритные клетки.

Пэкстон и его сотрудники обнаружили, что ВИЧ не может воспользоваться для доставки вируса этими дендритными клетками, если вещество, содержащее Люис-Х, уже соединилось с определенным белком на поверхности клетки. Известно, что дендритные клетки скапливаются в миндалинах, поэтому они могут получать большую дозу Люис-Х вместе с молоком, которое пьет младенец.

В некоторых образцах грудного молока это вещество не позволяет ВИЧ присоединиться к клетке в чашке Петри, даже при разведении в 500 раз. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Clinical Investigation ("Журнал клинических исследований").

Вопрос о том, является ли грудное молоко защитой от ВИЧ в условиях реальной жизни, остается открытым, предостерегает Дэвид Макдоналд, который изучает вирус в университете в Кливленде, Огайо.

"Если он является ингибитором, то почему же ВИЧ передается детям через молоко матери?" - спрашивает он. По данным ЮНИСЕФ, ежегодно около 200 тысяч детей заражаются ВИЧ через грудное молоко. От 10% до 20% детей ВИЧ-инфицированных матерей получают этот вирус за два года грудного вскармливания.

Пэкстон возражает, что без этой защитной субстанции заражение ВИЧ, вероятно, происходило бы еще чаще.

Эксперты в области здравоохранения спорят о степени риска и преимуществах грудного вскармливания в некоторых случаях, но основная линия, которой придерживается ВОЗ, это рекомендовать ВИЧ-инфицированным матерям по возможности пользоваться смесью для искусственного вскармливания.

В настоящее время Пэкстон намерен исследовать, будут ли женщины с более высоким уровнем обнаруженного вещества в грудном молоке реже передавать ВИЧ своим детям. По его словам, "это будет нелегко осуществить", учитывая, что этические нормы не допускают подвергания детей риску заражения ВИЧ.

Конечная цель Пэкстона - обнаружить компонент, блокирующий ВИЧ, чтобы его можно было использовать в качестве составляющего смазки для защиты во время сексуального акта.