Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 декабря 2004 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Киевская модель

В воскресенье, во время повторного голосования на самых спорных европейских выборах этого года, у украинцев есть все шансы, если не произойдет никаких неожиданностей, завершить свою революцию. Но как бы то ни было, отголоски драматических событий в Киеве будут долго ощущаться во всем бывшем СССР.

Опыт Виктора Ющенко, лидера оппозиции, которому прочат победу, если выборы будут свободными и честными, доказывает, что любая партия власти в конце концов не подходит гражданскому обществу, достаточно зрелому, чтобы постоять за себя. Пример Украины указывает путь вперед России и другим странам, все еще находящимся в состоянии перехода от коммунизма к современному миру.

За пять лет упорной борьбы против разнообразных проявлений произвола президента Леонида Кучмы, от коррупции до убийства оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе, оппозиция объединилась вокруг Виктора Ющенко, которого уважают, но не любят. Этого оказалось недостаточно, чтобы победить правительство, готовое пойти на выборные махинации. Но у украинцев в запасе были другие меры.

Как и в Грузии, которая в прошлом году осуществила свою "революцию роз", на Украине существовала сравнительно живая пресса. Независимые телеканалы, хотя и не такие свободные, как в Грузии, настолько успешно противостояли потоку направленной против Ющенко пропаганды, которую осуществляли государственное украинское и российское ТВ, что Кучма попытался отключить их от эфира в последние недели кампании. После того как стало известно о махинациях во втором туре 21 ноября, работающие на государство журналисты восстали против цензуры. Частные издания тоже отреагировали на перемену политического ветра. К этому моменту многие украинцы уже потеряли доверие к правительственной дезинформации, после второго тура полагаясь больше на слухи и интернет.

Подлинно многопартийная политическая система поставила Украину особняков в своем регионе. Страна имела хаотичный, драчливый (порой в буквальном смысле слова) парламент на протяжении 13 лет. Хотя конституция наделяет президента широкими полномочиями, которыми Кучма злоупотреблял, громкие голоса оппозиции не давали ему свободы действий. Такого нет ни в России, ни в Белоруссии, по крайней мере сейчас. Украина также пережила мирную, демократическую передачу власти в 1994 году, когда Кучма, находившийся тогда в оппозиции, победил действующего президента. Это научило людей тому, что правящую партию можно сместить.

Все эти элементы, от гражданского общества до политического плюрализма, сошлись в одной точке в конце ноября. Это не был спонтанный взрыв. Украинские демократы готовились к "революции каштанов" задолго до президентских выборов. Поскольку знаменитые киевские каштаны не цветут зимой, оппозиция избрала для кампании Ющенко апельсины.

Исход тоже был уникальным. Решение Верховного суда о назначении повторных выборов было принято после нескольких недель массовых протестов. Это историческое решение показало, что независимая юстиция пустила корни в постсоветском обществе. Поссорившиеся политики сумели найти разумный компромисс по поводу нового закона о выборах и об изменениях конституции, направленных на ослабление исполнительной власти.

Хотя некоторые сторонники Ющенко обеспокоены тем, что Кучма их переиграл, компромисс привносит в политику важный компонент: сдержки и противовесы. В России и других авторитарных странах в одних руках находится слишком много власти. Три месяца назад президент Владимир Путин отменил региональные выборы, завершив свое превращение в современного царя.

Окончательный результат неясен. Кое-кто в Киеве опасается, что Кучма, который всегда был тактиком, может фальсифицировать и это голосование, что даст ему возможность затянуть передачу власти. Пока все не кончено, рано откупоривать шампанское. Но, похоже, что самое трудное для украинцев позади.

Грубые попытки Путина объявить победителем премьер-министра Виктора Януковича провалились, что является ударом по его стратегии восстановления усеченной версии СССР со столицей в Москве. Теперь ему и его советникам стоит побеспокоиться о том, что "оранжевая революция" заразна. Для самоуспокоения Кремль заявляет, что бунт украинцев осуществлялся на американские деньги, эту теорию заговора озвучила и парочка британских авторов в газете Guardian. Между строк видна досада левых по поводу того, что еще одна страна хочет "западных", то есть американских, политических и экономических свобод. С их точки зрения, первородный грех был совершен в 1989 году, когда пала Берлинская стена.

Путину стоило бы подумать о том, что люди, имеющие возможность путешествовать по миру и бродить по интернету, то есть живущие в эпоху глобализации, не являются поклонниками созданного им театра одного актера. Такова долгосрочная перспектива. Сегодня в России не хватает заслуживающих доверия оппозиционных лидеров, и рейтинг популярности Путина, хотя и падает, выше, чем у кого-либо. Исторически у России нет украинского стремления к свободе воли. Репрессивные меры Путина искалечили антиправительственные партии. СМИ нейтрализованы. Белоруссия, пять государств Центральной Азии и Азербайджан еще дальше от демократии и законности.

Поэтому повторения киевской революции придется некоторое время подождать. Но до ноября мало кто давал шанс и Украине. Быстро выяснилось, что они не правы. Как всегда настаивали русские националисты, украинцы, белорусы и русские - это один народ. Теперь появилось нечто, что должно лишить Путина сна и доказать приверженность США и Европы демократии в бывшем СССР.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru